Структура личности
Страница 1

Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебаний включаем в нее такие черты, как, например, силу воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"), отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный") и т.п., но обычно не относим к числу личностных такие особенности, как, например, разрез глаз или умение считать на счетах; мы делаем это, не пользуясь никаким разумным критерием для различения "личностных" и "неличностных" особенностей. Если идти путем перебора и сопоставления отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден. Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом - те же особенности существенно входят в ее характеристику [3, с. 122].

Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности, являющиеся строительными блоками ее теории. В этом смысле они сравнимы с частями тела или с такими понятиями, как атомы и молекулы в физике. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип [4, с. 38].

Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей[4, с. 38].

Основную идею Д.П. Гилфорда можно выразить следующей, очень сжатой формулой: личность индивида есть специфическое созвездие черт. С помощью факторного анализа Д.П. Гилфорд классифицировал черты личности по степени их генерализованности [5].

Г.Ю. Айзенк начал с очень обстоятельного исследования личности в целом и пытался найти методы (тесты), позволяющие измерять черты личности. Он обнаружил два главных фактора: нейротизм и экстраверсию-интроверсию, - которые в его концепции являются определяющими параметрами структуры личности [5].

Г. Олпорт и Х. Одберт обнаружили в английском языке 18000 слов, которые описывают личность, из них 4500 являются названиями черт личности [5].

Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты или, используя терминологию К. Хорни (Ногпеу, 1945), как движущиеся навстречу людям, против них или от них [4, с. 38].

Как отмечает К. К. Платонов за период с 1917 по 1970 годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:

· 1917-1936 гг. - личность как профиль психических черт

· 1936-1950 гг. - личность как опыт человека

· 1950-1962 гг. - личность как темперамент и возраст

· 1962-1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [1, с.13].

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

Теории личности различаются и по тому, насколько структурные элементы представляются им организованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов [4, с. 38].

Страницы: 1 2

Эмоции: определение, феноменология, измерение. Определение эмоции
Что такое эмоция? Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека» (1983) с ...

Лист ответов
ЗС Т ПЖ ХО Ч ПН уож уож уож уож уож уож 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 ...

Профессиональное самообразование
Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не то ...