Структура личности
Страница 2

Аналогичным образом и теории личности различаются по количеству и видам структурных элементов, которым они придают особое значение, а также по степени акцентирования сложности или организованности системы [4, с.39].

Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественной отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме [1, с.44].

Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности.

Позиция личности, как деятельная, субъективная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе) установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях развития.

Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то, что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает [1, с.45].

Атрибуты личности: воля, свобода, разум, чувство.

Комплекс устойчивых компонентов личности: темперамент, характер, способности, мотивация [7].

Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности. В построении концепции человека наиболее популярны были такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.

Страницы: 1 2 

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста
В психологической литературе указывается, что органы чувств новорождённого начинают функционировать с моменты рождения. Уже у месячного ребёнка можно зафиксировать следящие движения глаз [3]. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. Первые дни и недели – чрезвычайно бл ...

Теоретические проблемы сенсорного развития детей. Понятие об ощущениях и восприятии
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [42]. Ощущения являются ...

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса [5]. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие ...