Приложения
Страница 1

Приложение А

Таблица 1 Типы методов исследования общения*

Тип эмпирической информации (получаемых данных)

Тип источника получения данных

Субъективный

Объективный

Участник изучаемой ситуации

Методы самоотчета

Методы самоотчета о поведении

Внешний наблюдатель

Субъективные отчеты наблюдателя

Поведенческие методы

*Таблица составлена по материалам источников[25,27]

Приложение Б

Таблица 2 Виды и формы общения*

По содержанию

когнитивное

кондиционное

деятельностное

мотивационное

По целям

биологическое

социальное

По средствам

непосредственное

опосредованное

прямое

косвенное

По длительности

кратковременное

длительное

законченное

прерванное

По типу взаимоотношений

личное

деловое

эмоциональное

рациональное

официальное

неофициальное

координационное

субординационное

По типу воздействия

императивное

манипулятивное

*Таблица составлена по материалам источников[5,8]

Приложение В

Таблица 3 Исторические походы к проблемам общения*

Информационный подход (ориентированный на передачу и прием информации)

Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие)

Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии)

Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения)

Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Страницы: 1 2

Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной сферы супругов. Понятие мотивов и потребностей в психологии
История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе. В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив» [30, с.31]. Исходным для объяснения источников активности поведения человека яв ...

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы перечислены в главе настоящего пособия, некоторые из частных упомянуты в 6-м параграфе данной главы. ...

Сравнительный анализ эмоционального состояния офицеров и влияние на него тренинга общения
На первом этапе проводилось исследование эмоционального состояния военнослужащих по опроснику САН и методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина». В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тесты предоставлялись участникам двух групп до проведения занятий по опроснику САН. После проведенного исследования по ...