ПриложенияСтраница 1
Приложение А
Таблица 1 Типы методов исследования общения*
Тип эмпирической информации (получаемых данных) | ||
Тип источника получения данных |
Субъективный |
Объективный |
Участник изучаемой ситуации |
Методы самоотчета |
Методы самоотчета о поведении |
Внешний наблюдатель |
Субъективные отчеты наблюдателя |
Поведенческие методы |
*Таблица составлена по материалам источников[25,27]
Приложение Б
Таблица 2 Виды и формы общения*
По содержанию |
когнитивное |
кондиционное | |
деятельностное | |
мотивационное | |
По целям |
биологическое |
социальное | |
По средствам |
непосредственное |
опосредованное | |
прямое | |
косвенное | |
По длительности |
кратковременное |
длительное | |
законченное | |
прерванное | |
По типу взаимоотношений |
личное |
деловое | |
эмоциональное | |
рациональное | |
официальное | |
неофициальное | |
координационное | |
субординационное | |
По типу воздействия |
императивное |
манипулятивное |
*Таблица составлена по материалам источников[5,8]
Приложение В
Таблица 3 Исторические походы к проблемам общения*
Информационный подход (ориентированный на передачу и прием информации) |
Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. |
Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие) |
Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии) |
Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения) |
Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. |
Пути становления профессионального мастерства социального работника
Социальные службы и органы социальной защиты населения активно занимаются повышением квалификации социальных работников при наличии у них глубокой мотивации к выполнению профессиональной социальной работы и стремления к самосовершенствованию в сфере социальной защиты населения.
Процесс повышения квалификации в настоящее время получил ш ...
Сравнительный анализ отношения к счастью людей
юношеского и пожилого возраста
Давайте теперь сравним, как же понимают и относятся к счастью люди 16-17 лет и люди 60-70 лет. Они находятся в такой возрастной зависимости по отношению друг к другу, как бабушки и дедушки к своим внукам. Фактически их разделяет целое поколение. И естественно, что между представлениями о счастье первых и вторых должны существовать некот ...
Мотивация и центрация.
Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переж ...