Приложения
Страница 1

Приложение А

Таблица 1 Типы методов исследования общения*

Тип эмпирической информации (получаемых данных)

Тип источника получения данных

Субъективный

Объективный

Участник изучаемой ситуации

Методы самоотчета

Методы самоотчета о поведении

Внешний наблюдатель

Субъективные отчеты наблюдателя

Поведенческие методы

*Таблица составлена по материалам источников[25,27]

Приложение Б

Таблица 2 Виды и формы общения*

По содержанию

когнитивное

кондиционное

деятельностное

мотивационное

По целям

биологическое

социальное

По средствам

непосредственное

опосредованное

прямое

косвенное

По длительности

кратковременное

длительное

законченное

прерванное

По типу взаимоотношений

личное

деловое

эмоциональное

рациональное

официальное

неофициальное

координационное

субординационное

По типу воздействия

императивное

манипулятивное

*Таблица составлена по материалам источников[5,8]

Приложение В

Таблица 3 Исторические походы к проблемам общения*

Информационный подход (ориентированный на передачу и прием информации)

Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие)

Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии)

Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения)

Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Страницы: 1 2

Мотивация и центрация.
Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переж ...

Предшествующие воспалительные заболевания
Бесплодие может быть обусловлено патологическими изменениями в репродуктивной системе женщин. Эти изменения могут быть анатомическими и функциональными. Возможно и их сочетание. Воспаление придатков, маточных труб и яичников приводят к гибели реснитчатых клеток, возникновению очагов фиброза на их месте и спаек между этими очагами, что п ...

Характеристика семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка. Признаки семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка .
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у н ...