Личностные особенности будущих отцов

Личностные характеристики идеального отца и идеальной матери похожи между собой. Идеальный родитель – это доминантный, уверенный в себе человек, волевой, но достаточно зависимый, очень общительный, ориентированный на мнение окружающих, жертвующий собой и характеризующийся гиперсоциальными установками, т.е. акцентуированная личность. Идеальная мать более дружелюбна и менее доминантна, чем идеальный отец, хотя в целом роли выглядят взаимозаменяемыми, а не взаимодополняющими.

Таким образом, тенденция к сближению гендерных ролей оказывает влияние и на представления о родительском отношении. Современные модели материнского и отцовского отношения различаются функционально. Личностные особенности представляются в значительной степени схожими. Детоцентристские установки достаточно сильны. Само понятие «семья» не мыслится без наличия детей. При этом установка: «Дети – это смысл жизни», - является скорее стереотипом и социальным регулятором прокреативного поведения.

Несмотря на существующую родительскую любовь, ее проявления очень разнятся в том, насколько часто и открыто родители выражают это чувство.

Для нашей культуры внешнее проявление нежности отца к своему ребенку не характерно. На прогулке папа редко держит за руку сына — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. А такие проявления заботы и любви, как объятия, похвала, участие и расспросы о проведенном дне, делах в детском саду и школе, удивление или восхищение поделкой или постройкой, умением танцевать или рассказывать стихотворение — совершенно не свойственны для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего подменяется дорогой покупкой. Но любовь измеряется не стоимостью игрушки, а вниманием, участием, пониманием, общностью интересов ребенка и отца. Папа не просто кормилец, он первооткрыватель внешнего мира для ребенка, а также помощник в формировании самооценки и уверенности в себе.

В современном воспитании появилась негативная особенность — преобладание порицания над похвалой. Многие отцы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Авторитарный отец безаппеляционен в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют. В конечном счете, такая роль отца в воспитании может привести ребенка к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей появляется напряженность. Любая новая или неясная ситуация ассоциируется у них с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к необратимой деформации его образа "Я".

Судебно-психиатрическая экспертиза
Судебно‑психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия, ее цель – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных (субъектов уголовного или гражданского процесса) во время совершения тех или иных действий, ...

Основные этапы процесса познавания. Ощущение и восприятие
Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром в процессе деятельности, и возникнув, в дальнейшем существенно изменяет это взаимодействие. Деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теории деятельности, разработанной основоположниками российской психоло ...

Фактор L “Доверчивость – подозрительность”
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе. При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно бол ...