Дополнительные методы этнопсихологических исследований
Страница 1

Психологическая информация » Методология этнопсихологических исследований » Дополнительные методы этнопсихологических исследований

К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросскультурных умений.

Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентаций, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики, например разработанные В.Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируется образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

Широко применяется и методика «множественной идентификации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Формой отработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

Контент-анализ этнопсихологических исследованиях (англ. contents содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности. специфики проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.

В настоящее время существуют специальные программы для 3ВМ, которые помогают автоматически проводить такие анализы и оценки при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. В случае широкой компьютеризации, создания соответствующего банка данных такой метод исследования становится все более доступным и перспективным.

Количественные методы в этнопсихологии — совокупность способов, приемов, методик описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием достижений современной математики и вычислительной техники.

Количественные методы находятся в тесной связи и взаимодействии с методиками качественного анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально- психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.

Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для их осмысления, систематизации и правильной оценки.

Страницы: 1 2 3 4

История понятия успешности личности. Воспитание успешной личности в Древней Греции. Критерии успешности гражданина
О развитии характера и воспитании гражданина ученые задумываются издревле, со времени возникновения первых государств. Цель воспитания заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Несмотря на различие особенностей жизни и традиций полисов Древней Греции, принципы воспитания в них были ...

Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка. Понятие семьи и семейных отношений
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые р ...

Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция. Депрессия как эмоциональное состояние личности
Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состоя ...