Дополнительные методы этнопсихологических исследований
Страница 3

Психологическая информация » Методология этнопсихологических исследований » Дополнительные методы этнопсихологических исследований

Поэтому события 1994- 1996 и 1999-2001 годах в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе нельзя сводить лишь к результатам одной лишь деятельности политиков последних лет — здесь проявляется накопившийся за долгие годы груз тяжелых эмоциональных переживаний, своеобразного отношения к метрополии, пустивший глубокие корни в национальном самосознании этого народа.

Внешними экспертами нередко национальные особенности чеченцев обычно сводятся к агрессивности, враждебности, воинственности. Сами же представители этого народа склонны считать себя справедливыми, миролюбивыми, почитающими своих предков людьми, выполняющими их заветы.

3. Использованием различных взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга методик, методических подходов. Так, мнение экспертов может быть дополнено результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых тем или иным народом терминов, понятий, ключевых слов, взятых из книг, эпоса, мифологии; привлечением в помощь этнопсихологам психоаналитиков; анализом основных религиозных доктрин и концепции, норм религиозной морали и нравственности конкретного народа; привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т.д.; межкультурным сравнением результатов тестирования однотипными тестами и т.д.

4. Репрезентативностью исследования. В математической статистике репрезентативность — главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и т.д.) соответствующим показателям генеральной совокупности, которую она представляет. Так, при анализе национально-психологических особенностей евреев важно учитывать, что представители этой национальности живут как на территории Израиля, так и в других странах. И было бы не совсем корректно по данным изучения евреев, проживающих в конкретной стране, делать обобщающие выводы об их психологии без проведения аналогичных исследований в государствах, где проживает большинство представителей этого народа, Поэтому этнопсихологические исследования должны опираться на методы теории вероятностей, математической статистики. Однако экспериментальная этнопсихология только подходит к массовому применению статистических методов в своих исследованиях.

Валидность — одна из важнейших характеристик психологической диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения метода (методики) исследования, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующей национально-психологической особенности и критериями и показателями (методом, методикой) ее изучения.

Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в нем феномен, ради изучения которого она создается.

Надежность этнопсихологических исследований во многом зависит от опоры на определенные принципы сравнения и сопоставления их результатов.

Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться эффективности их изучения. Психологическими характеристиками, определяющими морально-деловые качества, поведение, действия и общение людей, все нации наделены равномерно. Чтобы их правильно изучить и осмыслить необходимо их сравнить и сопоставить. Обычно выделяют следующие принципы сравнения и сопоставления национальной психики.

Страницы: 1 2 3 4

Максимализм
Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмом первобытного человека, которое подавляется у изолированного индивида страхом наказания. Отс ...

Причины, влияющие на возникновение агрессии
Усвоение агрессивного поведения На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники: 1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. 2. Взаимодействие со сверстниками. 1. Символические примеры агрессивного поведения, предлагаемые масс-медиа. Семейные взаимоотн ...

Глубокое познание личности
Для того, чтобы действительно познать себя, недостаточно составить опись элементов, образующих наше сознательное существо. Необходимо также предпринять исследование обширных областей нашего бессознательного. Сперва мы должны бесстрашно спуститься в преисподнюю низшего бессознательного, чтобы выявить те темные силы, которые в свое время ...