Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов.
Страница 1

Психологическая информация » Влияние человеческого фактора » Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов.

Межгосударственный авиационный комитет утверждает: более чем в 80 про­центах случаев к авиапроисшествиям приводят «отклонения в действиях авиа­ционного персонала». При этом соче­тание ошибок пилотов, диспетчеров и других спецов повторяются. «Челове­ческий фактор» - эта фраза очень часто мелькает на страницах газет. Невнимательность, взаимоотношения между пилотами, ошибочные действия - вот так проявлял себя столь любимый транспортными прокурорами че­ловеческий, а на самом деле лич­ный, фактор в каждом из погиб­ших экипажей.

Наиболее яркие известные всем недавние примеры:

2 июля 2002 года

на борту Ту-154 «Башкирских авиалиний» при возникно­вении опасного сближения и правиль­ном срабатывании аппаратуры предуп­реждения столкновения старший на бор­ту воспринял не ее рекомендацию, а про­тивоположную команду диспетчера. Один из членов экипажа дважды обра­щал внимание коллег на то, что система предупреждения столкновений ТКАС-Н дает команду, противоречащую указани­ям с земли. Но это оказалось не вос­принято. Старший по должности в кате­горичной форме потребовал выполнить указания диспетчера. Страшный резуль­тат всем известен . Конечно, сейчас можно только гадать. Но если бы члены экипажа успели обменяться мнениями и приняли более правильное решение со­обща, может, появился бы шанс?

За год до этого - 3 июля -

под Ир­кутском разбился Ту-154М авиакомпа­нии «Владивостокавиа» со 136 пасса­жирами. Самолет на скорости, менее рекомендованной, выполнял третий раз­ворот, находясь в левом крене. Срабо­тавший сигнализатор большого угла атаки ввел командира в стресс. И когда тот посмотрел на авиагоризонт, ему по­казалось, что самолет кренится впра­во. В итоге он довернул машину еще сильнее влево - и она свалилась. Вто­рой пилот понял, что командир ошиба­ется, но должной настойчивости не про­явил. Хотя тем самым обрек и себя на гибель .

Итоги анализа состояния безопасности полетов в Приобском МТУ ВТ Минтранса России за 2001 год подтверждают эту безрадостную статистику.

За 2001 г в организациях, подконтрольных ПМТУ, произошло 3 катастрофы и 2 авиационных происшествия (АП) без человеческих жертв. Из них по вине авиационного персонала : 2 катастрофы и 1 АП без человеческих жертв.

24.02.2001 годапри выполнении транспортного полёта по заявке Ноябрьского УМН с целью осмотра газопровода на удалении 158 км и азимутом 60 градусов от аэропорта Ноябрьск произошла катастрофа вертолёта Ми-8Т № 06125 МАП «Авиагарант». На борту находилось три члена экипажа, восемь пассажиров и более 1000 кг груза.

Экипаж в составе КВС Фельдера З.Б., проверяющего главного пилота авиапредприятия Рябыкина Г.Н. после осмотра участка газопровода по просьбе представителя Заказчика изменил план полёта и произвёл не предусмотренную заданием посадку с подбором на площадку, расположенную на берегу замёрзшего водоёма с целью рыбной ловли.

После продолжительной стоянки экипаж произвёл взлёт с целью доставки пассажиров и более тысячи килограмм рыбы в г. Ноябрьск. Площадка не соответствовала требованиям для выполнения взлёта в зоне влияния «Воздушной подушки».

Страницы: 1 2 3

Психические регуляторы труда
Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы. I. Образ объекта (предмета труд ...

Картина мира
Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу- картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю- описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психолог ...

Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными. Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть L-данными (life record data). Если кратко характеризовать данный спосо ...