Восприятие изображений детьми с нарушениями слуха

Психологическая информация » Специальная психология » Восприятие изображений детьми с нарушениями слуха

Восприятие пространственно-временных описаний предметов, изображённых на картине детьми с нарушениями слуха

Для того, чтобы при восприятии плоской картины создавалось впечатление её объёмности, разной удалённости изображённых предметов от глаз наблюдателя, используется целый ряд специальных приёмов. Наиболее важный среди них – закон перспективы. Предметы, более удалённые, изображаются уменьшенные по размерам, на заднем плане, а более близкие – на переднем плане. Более удалённые предметы частично загораживаются («перекрываются») более близкими. Кроме того, для создания впечатления рельефности большое значение имеет соотношение окраски предметов – светотень и воздушная перспектива. Одни части предметов изображаются более светлыми, как бы более освещёнными по сравнению с другими, находящимися в тени (светотень). Предметы, удалённые на большое расстояние изображаются мало насыщенными по цвету, в синеватой или розоватой дымке, как будто они воспринимаются сквозь толщу воздуха (воздушная перспектива).

На картине даётся одномоментное изображение действительности. Поэтому особой задачей становится изображение явлений, изменяющихся во времени, например движущихся предметов. Действующие лица, предметы воспринимаются как движущиеся, если они изображаются как бы застывшими в какой-либо характерный момент их движения.

Восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картине, возникает у детей постепенно в процессе их развития. Нормально развивающиеся дети 4 и 5 лет ещё часто испытывают затруднения в восприятии перспективных изображений. Предметы, уменьшенные по законам перспективы, они воспринимают как ненастоящие, игрушечные. Дети дошкольного возраста ещё часто не понимают, что на рисунке изображены предметы в движении. Они недоумевают, почему на картине, изображающей бегущих мальчиков, в таком странном положении находятся руки и ноги мальчиков.

Восприятие картин постепенно формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте при постоянном речевом общении со взрослыми и более старшими детьми. Взрослые помогают детям рассматривать разнообразные картинки, иллюстрации в книгах, беседуют с детьми о том, что изображено на картинках, направляют их внимание на те или другие предметы.

У детей с нарушениями слуха правильное восприятие пространственно-временных отношений предметов, изображённых на картинах, складывается более медленно, чем у детей развивающихся нормально. Те трудности, которые имеются у детей с нарушением слуха при восприятии предметов в необычных положениях, в контурных изображениях (см. выше описанные опыты К. И. Версетской, А. П. Гозовой), в полной мере обнаруживаются и при восприятии картин. Дети с нарушениями слуха с трудом узнают изображенные предметы, если они частично заслонены другими, изменены по величине, форме и окраске по законам линейной и воздушной перспективы, если они имеют необходимую форму, когда изображается отдельный момент движения. Отмеченные затруднения обнаруживаются у детей с нарушениями слуха в большей мере, устойчивее и продолжительнее, чем у слышащих.

Особенности устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Характерные черты устной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны: - недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротац ...

Мать в детско-родительских отношениях
Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку. Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими ...

Безответственность
Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. ...