Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха

Психологическая информация » Специальная психология » Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха

Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста.

Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Для сравнения опыты так же проводились с нормально слышащими детьми. Предполагалось описать четыре картинки по их репродукциям, на открытках. Несмотря на то, что описания репродукции, выполненные школьниками с нарушениями слуха, были бедны речевыми формами и изобиловали аграмматизмами, по этим описаниям можно было проследить, насколько дети понимают сюжет картины, на что из изображенного они обращают больше внимания. Оказалось, что школьники с нарушениями слуха чаще слышащих сверстников (почти в 2 раза) указывали на картине отдельные предметы и явления природы, их действия или состояния вне связи с действующими персонажами.

В несколько большем числе случаев (на одну треть) чем слышащие, они описывали, какие действия с предметами осуществляют те или иные персонажи. Вместе с ним дети с нарушениями слуха в 3 раза реже писали о взаимоотношениях изображенных лиц и об их эмоциях, в 6 раз реже – об их мимике и пантомимике и в 5 раз реже - о том, какое отношение к действующим лицам имеют изображенные отдельно об них предметы. Еще более редко дети с нарушениями слуха указывали и правильно раскрывали причины поступков изображенных лиц.

Для понимания дошкольниками с нарушениями слуха сюжета картины большое значение имеет верное восприятие пространственно-временных отношений предметов, на ней изображённых. Однако в том случае, когда на картине изображены люди, еще более важным оказывается понимание взаимоотношений между людьми и отношении изображенных вещей к действующим персонажам, понимание мимики и пантомимики людей, их эмоции. Как известно, понимание картин детьми совершенствуется по мере овладения новыми знаниями и жизненными представлениями.

Таким образом, зрительное восприятие у детей с недостатками слуха формируется также как у слышащих. Отсутствие слуховых ощущений и восприятий, замедленное овладение устной речью, создают особые условия для развития зрительного восприятия. Оно не доминирует, его нужно развивать.

Роль конструктивной деятельности в преодолении нарушений зрительного восприятия у слабослышащих детей дошкольного возраста

Значение конструктивной деятельности в развитии зрительного восприятия слабослышащих детей дошкольного возраста

Не менее важное значение конструктивная деятельность имеет и для развития восприятия. У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Практическое изготовление различных окружающих нас предметов, изображений, формирование навыков конструирования предполагает членение объектов на части, подробный и многосторонний анализ и синтез. Всё это делает зрительное восприятие более тонким и дифференцированным.

У глухих детей позднее формируется восприятие объёмной формы и контура. Развитие восприятия объёмной формы и контура предмета происходит в процессе взаимодействия зрительного анализатора с кинестетическим, дети познают другие формы (брусок, цилиндр, куб и т. д.). Также конструктивная деятельность способствует развитию пространственных отношений. Дети с нарушениями слуха изготавливая картинку, учатся выделять три плана. На третьем – располагаются наиболее удалённые предметы, следуют более маленькие, по размеру, которые могут быть частично закрыты предметами первого и второго плана. На занятиях по конструктивной деятельности используются различные технологии, например на развитие процесса осязательного восприятия (ощупывание предмета, не видя его, игровые ситуации).

Таким образом, дети с нарушениями слуха, не слыша окружающих звуков, хуже ориентируются в пространстве, не фиксируют внимание на отличительных свойствах предметов, позже начинают с ними действовать. Отсутствие полноценного общения со взрослыми, трудности руководства предметными действиями ребёнка задерживают развитие восприятия и деятельности. Если же обучение детей с нарушениями слуха конструированию ведётся без учёта их особенностей, по аналогии со слышащими, оно даёт весьма низкие результаты. Несмотря на то что дети овладевают техникой конструктивной деятельности, их постройки бедны по содержанию. И, естественно, недостаточно владея речью, дети не могут конструировать по словесной инструкции.