Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией.

В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления межличностных отношений, а тяжёлый речевой дефект оказывает негативное влияние на общение ребёнка со сверстниками.

Так, одни дети с тяжёлыми нарушениями речи стремятся к общению, у других преобладают неустойчивые формы общения, у третьих – наблюдались негативное и аутестическое поведение.

Дети с неустойчивыми формами общения в начале охотно вступают в контакт, способны проявить интерес к партнёру по общению совместной деятельности, но в дальнейшем интерес пропадает, они становятся пассивны, безразличны к общению, с трудом вступают в проблемную ситуацию общения, а при затруднениях отказываются продолжать взаимодействия.

Дети с негативным отношение к собеседнику – замкнуты, стеснительны, а иногда проявляют агрессию. Необходимость выполнить просьбу, задание вызывает у них невротические реакции. Привлечение в коллективную деятельность вызывает сопротивление.

Проблема общения детей с речевой патологией со сверстниками рассматривается в работах Раек Е., З.А. Репиной и др. Они отмечают, что нарушение общения, вследствие речевого дефекта, приводит к формированию неуверенности в себе, недоверчивость к другим людям, агрессивности по отношению к сверстникам. З.А. Репина выделяет два типа трудностей:

· операциональные, связанные с несформированностью знаний способов общения, с трудностями вербальной социализации;

· мотивационные – когда потребность общения перестаёт быть ведущей в дошкольном возрасте.

Раек Е. предложила классификацию с учётом того, как трудности общения проявляются в поведении дошкольников:

· I вариант – ребёнок стремится к сверстникам, но они его не принимают.

· II вариант – ребёнок стремится к сверстникам, они играют вместе, но общение носит формальный характер.

· III вариант – ребёнок уходит от сверстников, но дети настроены к нему дружелюбно.

· IV вариант – ребёнок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти варианты трудностей общения оказывают значительное влияние на установление и поддержание ребёнком контактов со сверстниками.

При сектентных нарушениях речи (алалия,) выделяют три типа нарушения общения:

· I тип – характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, преобладанием депрессивных состояний, что сопровождается недовольством окружающими, недоверием, и обуславливает неустойчивый тип общения.

· II тип – дети данного типа заторможены, у них частые фобические реакции, в целом они негативно настроены в ситуации общения.

· III тип – дети безынициативны, безразличны к окружающим, склонны к аутестическим реакциям, таким образом отказываются от общения.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается различная степень активности в общении, которая варьируется от аутистичности до высокой активности. Часто ситуация общения сопровождается негативизмом, стеснительностью, агрессивностью.

Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический с ...

Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Психологический пол личности формируется в результате интериоризации субъектом полоролевых аспектов социально-исторического опыта, который включает в себя такие проявления культуры, как традиции, обычаи, обряды, инвариантный образ мира представителей одной национальности. Пестрота этносоциальной структуры современного человечества прида ...

Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо [7,С.97]. К ...