Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией

Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией.

В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления межличностных отношений, а тяжёлый речевой дефект оказывает негативное влияние на общение ребёнка со сверстниками.

Так, одни дети с тяжёлыми нарушениями речи стремятся к общению, у других преобладают неустойчивые формы общения, у третьих – наблюдались негативное и аутестическое поведение.

Дети с неустойчивыми формами общения в начале охотно вступают в контакт, способны проявить интерес к партнёру по общению совместной деятельности, но в дальнейшем интерес пропадает, они становятся пассивны, безразличны к общению, с трудом вступают в проблемную ситуацию общения, а при затруднениях отказываются продолжать взаимодействия.

Дети с негативным отношение к собеседнику – замкнуты, стеснительны, а иногда проявляют агрессию. Необходимость выполнить просьбу, задание вызывает у них невротические реакции. Привлечение в коллективную деятельность вызывает сопротивление.

Проблема общения детей с речевой патологией со сверстниками рассматривается в работах Раек Е., З.А. Репиной и др. Они отмечают, что нарушение общения, вследствие речевого дефекта, приводит к формированию неуверенности в себе, недоверчивость к другим людям, агрессивности по отношению к сверстникам. З.А. Репина выделяет два типа трудностей:

· операциональные, связанные с несформированностью знаний способов общения, с трудностями вербальной социализации;

· мотивационные – когда потребность общения перестаёт быть ведущей в дошкольном возрасте.

Раек Е. предложила классификацию с учётом того, как трудности общения проявляются в поведении дошкольников:

· I вариант – ребёнок стремится к сверстникам, но они его не принимают.

· II вариант – ребёнок стремится к сверстникам, они играют вместе, но общение носит формальный характер.

· III вариант – ребёнок уходит от сверстников, но дети настроены к нему дружелюбно.

· IV вариант – ребёнок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти варианты трудностей общения оказывают значительное влияние на установление и поддержание ребёнком контактов со сверстниками.

При сектентных нарушениях речи (алалия,) выделяют три типа нарушения общения:

· I тип – характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, преобладанием депрессивных состояний, что сопровождается недовольством окружающими, недоверием, и обуславливает неустойчивый тип общения.

· II тип – дети данного типа заторможены, у них частые фобические реакции, в целом они негативно настроены в ситуации общения.

· III тип – дети безынициативны, безразличны к окружающим, склонны к аутестическим реакциям, таким образом отказываются от общения.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается различная степень активности в общении, которая варьируется от аутистичности до высокой активности. Часто ситуация общения сопровождается негативизмом, стеснительностью, агрессивностью.

Методика «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восп ...

Теоретические аспекты влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. [11, 24, 30, 37] Взрослые - хранители опыта, накопленного ...

Практическое исследование проявления агрессии. Методы исследования агрессивного поведения
Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают такж ...