Особенности общения детей с тяжёлой речевой патологией
Общая характеристика процесса общения у детей с тяжёлой речевой патологией.
В ходе проведённых исследований Мастюковой Е.М. и Ипполитовой А.Г. установлено, что характеристика речевого развития оказывается важным фактором установления межличностных отношений, а тяжёлый речевой дефект оказывает негативное влияние на общение ребёнка со сверстниками.
Так, одни дети с тяжёлыми нарушениями речи стремятся к общению, у других преобладают неустойчивые формы общения, у третьих – наблюдались негативное и аутестическое поведение.
Дети с неустойчивыми формами общения в начале охотно вступают в контакт, способны проявить интерес к партнёру по общению совместной деятельности, но в дальнейшем интерес пропадает, они становятся пассивны, безразличны к общению, с трудом вступают в проблемную ситуацию общения, а при затруднениях отказываются продолжать взаимодействия.
Дети с негативным отношение к собеседнику – замкнуты, стеснительны, а иногда проявляют агрессию. Необходимость выполнить просьбу, задание вызывает у них невротические реакции. Привлечение в коллективную деятельность вызывает сопротивление.
Проблема общения детей с речевой патологией со сверстниками рассматривается в работах Раек Е., З.А. Репиной и др. Они отмечают, что нарушение общения, вследствие речевого дефекта, приводит к формированию неуверенности в себе, недоверчивость к другим людям, агрессивности по отношению к сверстникам. З.А. Репина выделяет два типа трудностей:
· операциональные, связанные с несформированностью знаний способов общения, с трудностями вербальной социализации;
· мотивационные – когда потребность общения перестаёт быть ведущей в дошкольном возрасте.
Раек Е. предложила классификацию с учётом того, как трудности общения проявляются в поведении дошкольников:
· I вариант – ребёнок стремится к сверстникам, но они его не принимают.
· II вариант – ребёнок стремится к сверстникам, они играют вместе, но общение носит формальный характер.
· III вариант – ребёнок уходит от сверстников, но дети настроены к нему дружелюбно.
· IV вариант – ребёнок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Все эти варианты трудностей общения оказывают значительное влияние на установление и поддержание ребёнком контактов со сверстниками.
При сектентных нарушениях речи (алалия,) выделяют три типа нарушения общения:
· I тип – характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, преобладанием депрессивных состояний, что сопровождается недовольством окружающими, недоверием, и обуславливает неустойчивый тип общения.
· II тип – дети данного типа заторможены, у них частые фобические реакции, в целом они негативно настроены в ситуации общения.
· III тип – дети безынициативны, безразличны к окружающим, склонны к аутестическим реакциям, таким образом отказываются от общения.
Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается различная степень активности в общении, которая варьируется от аутистичности до высокой активности. Часто ситуация общения сопровождается негативизмом, стеснительностью, агрессивностью.
Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник
экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
В статье 4 Закона РФ «О милиции» отмечается, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их ...
Отношение к женщине
Для будущего отца не менее важным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее важным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика до трех лет. Л.С.Выготский считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Содержани ...
Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с уровнем успеваемости младших школьников (r=0,52).
2. Способность к самоконтролю оказывает влияние н ...