Особенности глагольной лексики у умственно отсталых дошкольников

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности глагольной лексики у умственно отсталых дошкольников

Развитие глагольного словаря ребёнка дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Особенно страдает глагольная лексика.

В словаре дошкольников мало слов, имеющих обобщенные знания, таких, как мебель, одежда обувь, овощи и т. п. Дети не всегда правильно понимают их значение.

Следует специально подчеркнуть, что между словом, обозначающим определенный предмет, и образом предмета у умственно отсталых детей в ряде случаев нет должного соответствия. Дети порой называют предмет, но не могут узнать его среди других предметов или их изображений.

Если принять во внимание, что среди того скудного запаса имен существительных, которым располагают олигофрены на младших ступенях обучения, ряд слов фактически не имеет значений, то ограниченность словаря детей становится еще более очевидной.

Весьма ограниченный круг слов имеют умственно отсталые дети для обозначения действий.

Наблюдения показывают, что если умственно отсталый ребёнок хочет выразить в своей речи выполнение действий: отрезал, приклеил, слепил, то во всех этих случаях он обычно употребляет одно и то же слово - сделал.

Особенно большую сложность представляют для детей-олигофренов усвоение и использование глаголов с приставками. Наблюдая за их речью, можно заметить, что дошкольники редко употребляют такие слова, как пришел, перешел, зашел, ушел, отошел. Их вполне удовлетворяет одна форма шел, к которой они и прибегают во всех необходимых случаях, приближенно передавая самые различные направления движения.

Педагогические возможности игры. Игра. Ее виды и функции
Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе Игра – это ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...

Специфические черты тренингов
Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:  соблюдение ряда принципов групповой работы;  нацеленность на Психологическую помощь участникам групп, в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от сам ...