Исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера. Организация и методы исследования

Психологическая информация » Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим » Исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера. Организация и методы исследования

Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тренинговая группа «А» – 15 офицеров, с которыми проводились тренинговые занятия. И группа «Б» – 15 офицеров, с которыми тренинговые занятия не проводились.

На первом этапе исследовалось эмоциональное состояние офицеров обеих групп. Для этого использовались следующие методики:

1. Опросник САН [23;129]

Цель данного опросника оценить уровень самочувствия, активности, настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты, оцениваемые в баллах.

2. Шкала самооценки Спилберга-Ханина [30;260]

Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

На втором этапе проводился тренинг общения с тренинговой группой А. после каждого занятия проводилась диагностика эмоционального состояния в обеих группах (группе А и группе Б).

Тематическое планирование тренинга общения

№ п/п

Цель занятия

Кол-во часов

1

Создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников. Знакомство принципами работы группы.

2

2

Значение игрового стиля общения.

2

3

Освоение невербальных средств общения.

2

4

Закрепление навыков самораскрытия.

2

5

Развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними.

2

6

Закрепление уже раскрытых навыков.

2

Всего:

12

Подробное содержание и описание занятий приводится в Приложении 8.

Метод статистической обработки: Критерий знаков

G

Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (в нашем случае тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения – большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Критерий знаков G относится к непараметрическим и применяется только для связанных (зависимых) выборок. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

Фактор Q3 “Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль”
При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований. При высоких оценках – развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, ...

Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными. Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть L-данными (life record data). Если кратко характеризовать данный спосо ...

Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно оп ...