Введение в специальную психологию. Специальная психология как отрасль науки

Психологическая информация » Специальная психология » Введение в специальную психологию. Специальная психология как отрасль науки

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. (Л. С. Выготский). Т.е. усилия специальной психологии направлены не на сам дефект (как правило, органического происхождения), а социальные последствия дефекта, мешающие самореализации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе.

Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

- психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихологию);

- психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихологию);

- психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

- психологию детей с нарушениями речи;

- детей с ЗПР;

- других категорий детей с отклонениями в развитии:

(- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;

- с тяжелыми нарушениями эмоционально – волевой сферы;

- с нарушениями поведения;

- со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения).

Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных
Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных касающихся различных аспектов развития тревожности, позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фикс ...

Методика №2. Анкета «Мое состояние»
Цель: выяснить возникают ли состояния у спортсменов в тренировочной деятельности. Задание, инструкция – ответить на вопросы и обвести в кружок правильный. Оборудование: листовки с анкетами. Вопросы анкеты: 1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок? 2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во время т ...

Установление взаимопонимания
Взаимопонимание – основа сотрудничества. Оформление идеи Общение начинается с формирования идеи и облечения ее словами (см. рис. 1). Уже на этой стадии возможно возникновение барьера для взаимопонимания. Барьер возникает тогда, когда собеседники не осознают различия в их картинах мира и используемых словарях. Наиболее сильные конфлик ...