Типы семейных взаимоотношений
Страница 2

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль "согласия"; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку- стиль "подавления"; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина[6] проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних, что является очень болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены в силах своего чада. Дети чувствуют это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу[6].

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушные вопросы родителей, например, «Что было сегодня в школе?», рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же высоки и оптимистичны. Но, когда такие дети сталкиваются с преградами и трудностями на своем пути, реакция их может быть непредсказуемой - от депрессии до нервного срыва. Такие дети часто переоценивают свои возможности и пытаются достичь недостижимого.

Страницы: 1 2 3

Поведение толпы
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий. Совместные чувства, воля, настроение оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстанов ...

Принципы работы тренинговой группы
Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила. 1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении ...

Фактор Q4 “Расслабленность – напряженность”
При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличие возбуждения и беспокойство. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собо ...