Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компонентов: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности, которая основана на источнике получения информации; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.
Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, что по своей сути является количественно неоцениваемым явлением, разработана методика, основанная на идеях квалиметрии. В основе квалиметрии (лат. “квалитас” – качество, “метрон” – мера) лежат несколько исходных положений:
1) любое качество можно измерить, переведя его в числовую функцию своих структурных компонентов;
2) качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества;
3) каждое свойство (структурная единица качества) определяется двумя числами – относительным показателем и весомостью. Сумма весомостей всех структурных компонентов нормируется на 100% (или на 1), а относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства.
Исходя из составленных компонентов готовности к профессиональному самоопределению и основных положений квалиметрии, был разработан метод количественной оценки данного явления, включающий в себя 13 вопросов по шести составляющим компонентам с возможным набором дискретных ответов от 2 до 7.
В результате применения данной методики получаем количественный показатель, дающий процентное выражение готовности оптанта к профессиональному самоопределению по выделенным шести компонентам.
Работа с реквизитом
Для некоторых непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; п ...
Обращение внутрь (интроверсия)
К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. О типичном, "нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет "вне с ...
Суицид как проявление кризиса. Проблема суицида:
теоретические аспекты
Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологически ...