Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Психологическая информация » Профориентационные методики » Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компонентов: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности, которая основана на источнике получения информации; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, что по своей сути является количественно неоцениваемым явлением, разработана методика, основанная на идеях квалиметрии. В основе квалиметрии (лат. “квалитас” – качество, “метрон” – мера) лежат несколько исходных положений:

1) любое качество можно измерить, переведя его в числовую функцию своих структурных компонентов;

2) качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества;

3) каждое свойство (структурная единица качества) определяется двумя числами – относительным показателем и весомостью. Сумма весомостей всех структурных компонентов нормируется на 100% (или на 1), а относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства.

Исходя из составленных компонентов готовности к профессиональному самоопределению и основных положений квалиметрии, был разработан метод количественной оценки данного явления, включающий в себя 13 вопросов по шести составляющим компонентам с возможным набором дискретных ответов от 2 до 7.

В результате применения данной методики получаем количественный показатель, дающий процентное выражение готовности оптанта к профессиональному самоопределению по выделенным шести компонентам.

Место специальной психологии в системе наук
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. Философскую и нравственно – этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценнос ...

Дополнительные методы этнопсихологических исследований
К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросскультурных умений. Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных ...

Особенности мышления
Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только ...