Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Психологическая информация » Профориентационные методики » Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компонентов: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности, которая основана на источнике получения информации; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, что по своей сути является количественно неоцениваемым явлением, разработана методика, основанная на идеях квалиметрии. В основе квалиметрии (лат. “квалитас” – качество, “метрон” – мера) лежат несколько исходных положений:

1) любое качество можно измерить, переведя его в числовую функцию своих структурных компонентов;

2) качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества;

3) каждое свойство (структурная единица качества) определяется двумя числами – относительным показателем и весомостью. Сумма весомостей всех структурных компонентов нормируется на 100% (или на 1), а относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства.

Исходя из составленных компонентов готовности к профессиональному самоопределению и основных положений квалиметрии, был разработан метод количественной оценки данного явления, включающий в себя 13 вопросов по шести составляющим компонентам с возможным набором дискретных ответов от 2 до 7.

В результате применения данной методики получаем количественный показатель, дающий процентное выражение готовности оптанта к профессиональному самоопределению по выделенным шести компонентам.

Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
На основании того, что уже было сказано о природе Я, несложно указать теоретически, как достичь этой цели. Для этого нужно расширять личное сознание вплоть до превращения его в сознание Я; нужно достичь звезды, следуя за ее лучом (см. схему 2); нужно объединить низшее "я" с высшим Я. Но за этими легко произносимыми словами скр ...

Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихся без матерей. Сиротство как особая система формирования материнских установок
Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства ...

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не облада ...