Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Психологическая информация » Профориентационные методики » Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компонентов: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности, которая основана на источнике получения информации; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, что по своей сути является количественно неоцениваемым явлением, разработана методика, основанная на идеях квалиметрии. В основе квалиметрии (лат. “квалитас” – качество, “метрон” – мера) лежат несколько исходных положений:

1) любое качество можно измерить, переведя его в числовую функцию своих структурных компонентов;

2) качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества;

3) каждое свойство (структурная единица качества) определяется двумя числами – относительным показателем и весомостью. Сумма весомостей всех структурных компонентов нормируется на 100% (или на 1), а относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства.

Исходя из составленных компонентов готовности к профессиональному самоопределению и основных положений квалиметрии, был разработан метод количественной оценки данного явления, включающий в себя 13 вопросов по шести составляющим компонентам с возможным набором дискретных ответов от 2 до 7.

В результате применения данной методики получаем количественный показатель, дающий процентное выражение готовности оптанта к профессиональному самоопределению по выделенным шести компонентам.

Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сце ...

История психодиагностики
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай, позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или ж ...

Работоголизм
Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержани ...