Коммуникативные способности. Общение. Его виды и функции
Страница 2

Психологическая информация » Игра, как средство формирования коммуникативных способностей » Коммуникативные способности. Общение. Его виды и функции

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояние и особенности поведения человека.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

1.Прагматическая функция общения, реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2.Формирующая функция, проявляется, в процессе развития человека и становления его как личности. Действительно, без общения с взрослыми никто не мог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас.

3.Функция подтверждения, проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедится в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указания действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.

4.Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывая отпечаток на деловые и даже на ролевые отношения.

5.Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее общение» может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Эти важнейшие функции общения определяет систему межчеловеческого взаимодействия. Но важно не только с кем человек общается, но и как. Психологи выделяют три основных типа общения:

1. Императивное.

2. Манипулятивное.

3. Диалогическое.

Императивное общение

Еще его называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремиться подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. (Пример: строгие родители). Конечной целью является принуждение партнера к чему-либо. В качестве средств императивного общения выступают угрозы, приказы, указания, предписания, требования.

Манипулятивное общение

Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь, достижение своих намерений достигается скрытно. Цель – добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.

Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой своими целями и задачами, не видя истинного собеседника и игнорируя его.

Страницы: 1 2 3

Классификация малолетних преступников
Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, можно разделить на три типа. 1. Случайный — к ним в первую очередь относятся малолетние, которые совершили правонарушения под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (50%). 2. Неустойчивый — к этой группе малолетних относятся те, которые совершают проступки под влиянием ...

Типы и структура переговоров
В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам. Раньше видели лишь две возможности ведения переговоров - быть подталкиваемым или жестким. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участник рассматривает любую ситуацию как состязание воли. О ...

Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно оп ...