Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова

Психологическая информация » Долговременные программы » Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова

Концепция разработана ленинградским психотерапевтом Семеновым. Согласно автору, многие психосоматические заболевания возникают на основе программы, заложенной воспитанием. В лечении этих расстройств одним рациональным подходом трудно достичь результата. Для получения эффекта необходимо перепрограммировать установки, роли, внести новую информацию в сознание пациента. Для этого автором разработан оригинальный метод односеансной терапии – Акупунктурное программирование - распоряжение (АК). Автор не случайно из десятка значений слова программирование (от греч.) взял «содержание, порядок деятельности» и пользуется им в своей методике, подчеркивая «изменение содержания и порядка деятельности» после сеанса.

Предпосылкой теоретического обоснования метода является высказанная автором гипотеза о структурно-дискретной организации жизни и психики, согласно которой, основными структурными элементами нервно-психической организации являются различного рода нервно-психические целостности меньшего порядка. Взаимодействие и взаимосвязь их друг с другом и образует собственно психику индивида. Эти подсистемы психической организации автор называет словом «ТОТы» (целое) и соотносит с именем древнеегипетского бога Тота. ТОТы – это те кирпичики, из которых слагается психика как целое. Они могут быть классифицированы по разным признакам, но самый важный – признак происхождения. По этому признаку все ТОТы можно разнести в две большие группы: врожденные и приобретенные.

Время, на протяжении которого какой-нибудь ТОТ господствует в психике, это особое состояние. Переход от одного состояния к другому всегда совершается скачком, например, человек либо спит, либо бодрствует; неподвижен, либо движется.

АП – это метод, специально рассчитанный на изменение состояния пациента. Клинический опыт показал, что большинство хронических заболеваний – это такая деформация жизни, при которой большую часть времени человек находится в каком-нибудь одном (патогенном) состоянии. На поведенческом уровне особые состояния души передаются той или иной ролью. Одним из факторов, поддерживающих патологическую аддикцию, по Семенову, является фиксация (застревание) в одной из ролей. Это перекликается с теорией Морено, где «затухающие» и «извращенные» роли препятствуют проявлениям спонтанности индивидуума, снижают поисковую активность. Таким образом, АП в его психотерапевтической части – это не только программирование, но и ролевая психотерапия, ибо, по существу, на сеансе АП происходит реорганизация и ослабление «патологической» роли, определяющей болезнь пациента. (Семенов, 2002).

Рассмотрев некоторые из многих существующих концепций происхождения психосоматических расстройств, мы можем сказать, что они различны по значению и направлению, по постановке проблем и методам исследования, однако на их основе можно выделить общее в формировании ВКБ.

Развитие познавательных процессов в онтогенезе. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутор ...

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...

Подросток и его интересы. Особенности подросткового периода
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 – 12 до 14 – 15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он може ...