Феноменология эмоций

При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаются по качеству (содержанию) переживания. «Эмоциональное состояние» может варьировать в широком диапазоне длительностей (от нескольких секунд до нескольких часов) и интенсивностей. «Эмоциональная черта» является характерологической чертой индивида. Например, такие эмоциональные черты характера, как «вспыльчивость» или «гневливость», относятся к особенности (склонности) индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельности определенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К. Изард вводит понятие эмоционального порога, который характеризует «скорость» и «частоту» воволечения индивида в то или иное эмоциональное состояние.

Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства.

Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и т.п.) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной (у человека) потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональный состав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворения потребностей. В свою очередь, собственно эмоции также делятся на два класса: врожденные (или фундаментальные, базисные) и приобретенные в индивидуальном, социальном или культурном опыте.

Разные авторы относят к базисным разные эмоции. Тем не менее можно выделить ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей считают базисными эмоциями. Перечень наименований этих эмоций несколько различается от автора к автору, но если от лингвистического метода составления списка, базисных эмоций перейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в виде геометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорят об одной и той же структуре эмоций. Большинство исследователей соглашается с тем, что структуре эмоций можно выделить две существенные особенности, или характеристики. Первую характеристику можно обозначить как эмоциональную оппонентность.

К.Изард писал: « .Характеристика эмоций, которая входит в их организацию как систему, — очевидная полярность между некоторыми парами эмоций . Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение».

Вторая важная и общая характеристика эмоций – градиентная связь между отдельными эмоциями. Ч. Дарвин отмечал, что любопытство может постепенно меняться, переходя в удивление, а удивление – «в леденящее изумление». Убедительные аргументы в пользу этого положения приведены в одной из работ, где показано, что градиент звуковой стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас у ребенка, упорядочен по величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса», наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» – наибольшая.

Возможность описания фундаментальных эмоций как структуры из взаимосвязанных элементов позволяет перейти от качественного описания феноменологии эмоций к количественному математическому анализу путем представления общих характеристик эмоций как геометрических) измерений «эмоционального пространства».

Статистическая обработка результатов исследования
Статистическая обработка данных полученных в ходе эксперимента проводится нами для выявления количественной характеристики результатов методики и в дальнейшем поиску взаимосвязи между количественными показателями (По Р.С.Немову). Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляц ...

Психология детей с ЗПР
Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова). Основные формы задержки психического развития. Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложне ...

Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «м ...