Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая
Страница 1

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии. (понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

сфера, индивидуально-психологические особенности)

В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» позволяет более полно раскрыть последнее. Более того, личностью можно стать лишь в обществе, формируясь и развиваясь в той или иной системе общественных отношений.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития – к человеческому роду. В этом понятии утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида гомосапиенс. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз, телосложение и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (типа темперамента, физических и психических особенностей, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта).

Человек, будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным морфологически развитым организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Человек приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Личность – это человек, выступающий как субъект познания и преобразования мира. Это человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Активная разработка проблем личности началась с конца 30-х годов 20 столетия. Ко второй половине 20 века сложились различные подходы к исследованию личности: бихевиористская, биогенетическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

Бихевиористская теория исходит из доминирующей значимости тех или иных моделей поведения в формировании личности.

Биогенетически ориентированная теория связывает развитие человека и его личности с его онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в ней филогенетической (исторически обусловленной) программой.

Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом, анализирует поведение личности исходя из глубинной структуры подсознания, выделяя сексуальную энергию в качестве основного движущего фактора.

Самосознание З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, считая что лишь незначительная часть того, что характеризует его как личность, осознается им актуально. Человек в состоянии правильно понять и объяснить только небольшую часть своих поступков. Только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволят проникнуть в бессознательное и снять напряжение.

Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процесса социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологическое возрастное изменение личности зависит от изменений в общественном положении, социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности индивида.

В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.

Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.

Когнитивная теория личности.

Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.

Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Понятие общения и межличностных отношений. Общение
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят тр ...

Взаимосвязь политики и психологии
А) Политика как система. Политика – это система государственных институтов. Это и Президент, и парламент, и армия, и система безопасности, министерства внутренних дел и иностранных дел и многое другое. Зрелая политическая система отличается тем, что каждый из институтов выполняет различные функции и между ними существует «разделение тр ...

Функциональные обязанности социального работника
Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Как уже сказано, эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной. Можно выделить следующие основные функции этой работы: · диагностическая – изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния м ...