Психология преступной группыСтраница 5
Фигура лидера (главаря, вожака) нередко имеет криминальный статус «вора в законе», авторитетным является и его ближайшее окружение. Наличие лидера является одним из главных отличительных признаков ОПГ. Его авторитет непререкаем, а требования обязательны для всех. На него возлагается функция руководства остальными членами группы, принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности, так и совершением конкретных нападений, с распределением средств, добытых преступным путем.
По своим личностным качествам лидеры ОПГ отличаются криминальным опытом, хорошими физическими данными, предприимчивостью, сообразительностью, решительностью, склонностью к риску, способностью быстро ориентироваться в новой обстановке и принимать решения в сложных ситуациях, подчинять своей воле других, умением обеспечить конспиративность готовящих преступлений.
Однако постоянная опасность быть разоблаченными формирует у многих из них и такие черты характера, как повышенная подозрительность, мстительность, бескомпромиссная жестокость. По наблюдениям ряда криминалистов у многих лидеров криминальных формирований, оказавшихся за решеткой, отмечались неврозы, психопатические расстройства и другие отклонения от средней психической нормы.
Встречаются разные психологические типы преступных лидеров. Наиболее опасным и психологически сильным типом является лидер-вдохновитель
, который в целях безопасности преступной группы выполняет функции своеобразного «криминального» советника, предостерегающего членов группировки от наиболее опрометчивых шагов и в то же время оказывающего на них сильное воздействие, стимулирующее их решимость совершить преступление.
Но центральной фигурой, по данным криминологов, является лидер-организатор
, представляющий «последовательно-криминогенный» тип личности. Он характеризуется высокой степенью антиобщественной направленности, крайне негативной личностной ориентацией, целенаправленно использует и подыскивает подходящую для совершения преступления ситуацию, активно преодолевает встречающиеся на этом пути препятствия.
Встречаются и другие, смешанные типы лидеров, выполняющие роли вдохновителя, инициатора, организатора и даже исполнителя преступлений.
В группой динамике
преступной группы, независимо от исключительно важной роли лидера, существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, особенно на начальном этапе, в ней чаще доминирует стремление к интеграции, к более тесному и устойчивому объединению. Но одновременно или несколько позже в ней начинают проявляться и центробежные процессы. «Генератором
» этих межличностных внутригрупповых процессов выступают оппозиционеры
, т.е. те члены группы, которые менее других удовлетворены своим статусом в ней, поведением лидера, его методами руководства, дележа материальных ценностей, добываемых преступным путем. По этой причине между ними могут возникать непрязненные отношения, стремление самим захватить лидерство, выйти из этой группировки и создать свою преступную группу, независимую от прежней.
Все это приводит к появлению в группе скрытых от постороннего наблюдения конфликтных отношений. Межличностные конфликты в преступной группе могут быть также связаны и с прежними отношениями ее членов, с их разногласиями, возникающими ранее на этнической, социокультурной почве и т.п. Способность заметить эти отношения, увидеть причины разногласий, назревающих конфликтов, помогает работникам правоохранительных органов выбирать наиболее оптимальные, тактически грамотные приемы воздействия на участников организованной преступной деятельности.
Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...
Телевизор – «за» и «против»
Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познава ...
Особенности речевого развития детей раннего
возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления свои ...