Психология преступной группы
Страница 5

Фигура лидера (главаря, вожака) нередко имеет криминальный статус «вора в законе», авторитетным является и его ближайшее окружение. Наличие лидера является одним из главных отличительных признаков ОПГ. Его авторитет непререкаем, а требования обязательны для всех. На него возлагается функция руководства остальными членами группы, принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности, так и совершением конкретных нападений, с распределением средств, добытых преступным путем.

По своим личностным качествам лидеры ОПГ отличаются криминальным опытом, хорошими физическими данными, предприимчивостью, сообразительностью, решительностью, склонностью к риску, способностью быстро ориентироваться в новой обстановке и принимать решения в сложных ситуациях, подчинять своей воле других, умением обеспечить конспиративность готовящих преступлений.

Однако постоянная опасность быть разоблаченными формирует у многих из них и такие черты характера, как повышенная подозрительность, мстительность, бескомпромиссная жестокость. По наблюдениям ряда криминалистов у многих лидеров криминальных формирований, оказавшихся за решеткой, отмечались неврозы, психопатические расстройства и другие отклонения от средней психической нормы.

Встречаются разные психологические типы преступных лидеров. Наиболее опасным и психологически сильным типом является лидер-вдохновитель

, который в целях безопасности преступной группы выполняет функции своеобразного «криминального» советника, предостерегающего членов группировки от наиболее опрометчивых шагов и в то же время оказывающего на них сильное воздействие, стимулирующее их решимость совершить преступление.

Но центральной фигурой, по данным криминологов, является лидер-организатор

, представляющий «последовательно-криминогенный» тип личности. Он характеризуется высокой степенью антиобщественной направленности, крайне негативной личностной ориентацией, целенаправленно использует и подыскивает подходящую для совершения преступления ситуацию, активно преодолевает встречающиеся на этом пути препятствия.

Встречаются и другие, смешанные типы лидеров, выполняющие роли вдохновителя, инициатора, организатора и даже исполнителя преступлений.

В группой динамике

преступной группы, независимо от исключительно важной роли лидера, существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, особенно на начальном этапе, в ней чаще доминирует стремление к интеграции, к более тесному и устойчивому объединению. Но одновременно или несколько позже в ней начинают проявляться и центробежные процессы. «Генератором

» этих межличностных внутригрупповых процессов выступают оппозиционеры

, т.е. те члены группы, которые менее других удовлетворены своим статусом в ней, поведением лидера, его методами руководства, дележа материальных ценностей, добываемых преступным путем. По этой причине между ними могут возникать непрязненные отношения, стремление самим захватить лидерство, выйти из этой группировки и создать свою преступную группу, независимую от прежней.

Все это приводит к появлению в группе скрытых от постороннего наблюдения конфликтных отношений. Межличностные конфликты в преступной группе могут быть также связаны и с прежними отношениями ее членов, с их разногласиями, возникающими ранее на этнической, социокультурной почве и т.п. Способность заметить эти отношения, увидеть причины разногласий, назревающих конфликтов, помогает работникам правоохранительных органов выбирать наиболее оптимальные, тактически грамотные приемы воздействия на участников организованной преступной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Характеристика процесса переживания кризиса
После кризисного события первый шок относительно быстро проходит, но кризис в определенном смысле только начинается. Человеческому разуму приходится выполнить огромную работу по примирению своего сознания с новой реальностью. Она обычно сопровождается двумя альтернативными и вместе с тем последовательными процессами: - избегание правды ...

Исследование особенностей личности дошкольника методом беседы
Инструкция: Проведите беседу с ребенком, используя вопросник. Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (прямые и косвенные вопросы) Фамилия, имя ребенка _ Возраст _ Дата проведения беседы « » 200 года 1. Желания и их направленность 1. Что тебе больше всего хочется (самое сильное желание)? 2. Если бы т ...

Изучение зависимости развития учебно-познавательных мотивов младших школьников от типа коллективной деятельности
Исследование проводилось в 1 классе “А” школы № 125 г. Москвы Цель исследования, состояла в выявлении эффективных форм организации коллективной учебной деятельности и влияния их на развитие у ребенка такой важнейшей компоненты учебно-познавательного мотива, как системность. Представление о системности действия соотносится с представлен ...