Введение

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают специфические особенности памяти детей с ЗПР:

¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,

¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,

¨ Снижение произвольной памяти.

¨ Нарушение механической памяти [7, 8].

Этим подтверждается актуальность нашего исследования.

Объект изучения – память детей с задержанным психическим развитием.

Предмет исследования – особенности состояния памяти и структура коррекционной работы по развитию данной психической функции.

Гипотеза исследования – Память дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей.

Изучение особенностей памяти данной категории детей, позволит спроектировать основы коррекционного процесса ее развития.

Цель исследования – изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Цель достигалась решением задач:

1. Рассмотреть научно-теоретические основы вопроса развития памяти и её особенностей у детей с ЗПР;

2. Составить методику исследования памяти;

3. Определить основы коррекционной работы по развитию памяти у детей с задержанным психическим развитием;

4. Составить систему игр для развития памяти.

Как установить взаимопонимание
Для успешного установления контакта необходимо предвидеть, как получатель отреагирует на наше сообщение. Предвидение помогает адекватно составить послание и заранее уточнить все места, где может возникнуть непонимание. Взаимопонимание возникает только если мы выражаем свои мысли настолько точно, насколько это возможно. Любая неопределе ...

Особенности компьютерной психодиагностики. История вопроса
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш ...

Методические основы и оценки состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Для исследования показателей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирующихся вследствие взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) в практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования ли ...