Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов
Страница 4

Психологическая информация » Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов » Жизненный цикл семьи как фактор изменения мотивационно-потребностной сферы супругов

1. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости детей.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются:

1. молодое супружество

2. супружество среднего возраста

3. супружество зрелых лет [69, с.50].

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки [69, с. 50-52].

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

• исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

• рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

• более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

• с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

• с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;

• с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно» [66].

По мере роста каждого члена семейного коллектива семья проходит определенные этапы, которые сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью. Сатир В. отмечает десять кризисов, которые переживает семья в своем развитии, в основе критерия которых лежит местонахождение ребенка в семье. Прохождение семейного кризиса связано с повышением конфликтного характера взаимодействия супругов (партнеров); нарушением межличностной совместимости супругов (партнеров).

Отечественная психология связывает конфликтность с нарушением стабильности супружеских (партнерских) отношений; ролевого сотрудничества, несовпадением требований, предъявляемых к партнерским отношениям; несовпадением родительских субкультур [42, с.34].

Существует типология, раскрывающая возможность выхода из кризиса супругов (партнеров): конструктивная и деструктивная (Литвинова А. В., 2004 [59]). Как один из конструктивных выходов из кризиса в психологии рассматривается прощение. Прощая, человек отказывается от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика, а также поощряются положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика. В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствующий гармонизации семейных отношений супругов (партнеров) в ситуации семейного кризиса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Основная часть
Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектная наполняемость - 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовым залами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250 посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, маст ...

Этапность адаптации
Независимо от конкретных форм необычных условий существования психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация в них и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются чередованию следующих этапов: 1) подготовительный, 2) стартового психического напряжения, 3) острых психических реакций входа, 4) переадаптации, 5) з ...

Социально-педагогические условия реабилитации подростков. Сущность реабилитации
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками , концентрацию усилий , направленных на ...