Механизмы формирования материнства
Страница 1

Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины "быть достаточно хорошей матерью" формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

§ макроуровень – уровень общества;

§ мезоуровень – уровень родительской семьи;

§ микроуровень – уровень собственной семьи;

§ уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы "хорошей матери", установки "как надо" и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, - это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, что у отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [Шнейдер Л.Б., 2000].

На мезоуровне имеют место такие этапы формирования материнства как игровая деятельность и процесс нянчанья. Так в сюжетно-ролевых играх "дочки-матери" и "семья" происходит конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых, как к самим куклам, так и к играм девочки. От него во многом могут зависеть взгляды ребенка на роль матери и собственное отношение к ней.

Страницы: 1 2 3

Подростковый возраст
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие ср ...

Развитие познавательных процессов детей раннего возраста
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цвет ...

Обработка полученных результатов
Исходные данные по каждому фактору в группах испытуемых разместим в таблицах 2.1. (врачи) и 2.2. (медсестры). Таблица 2.1. Результаты опросника (врачи). № исп. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 MD 8 6 8 7 6 10 7 4 7 4 ...