Механизмы формирования материнства
Страница 2

В процессе нянчанья у девочки появляется интерес к ребенку и положительное эмоциональное отношение. Особенности взаимодействия с младенцами, содержание субъективного опыта и его роль в развитии материнской сферы недостаточно изучены.

Этап нянчания, по Филипповой, начинается примерно с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. Удачно пройденный, этот этап помогает детям усмотреть во взаимодействии с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствия и сформировать базу положительного отношения к ребенку. В противном случае формируется безразличное или негативное отношение к ребенку.

Микроуровень. Этот уровень характеризуется взаимодействием с собственным ребенком. Он является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, период грудного вскармливания ребенка) обеспечена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции.

Г.Г. Филиппова выделяет следующие этапы взаимодействия женщины с ее ребенком [Филлипова Г.Г., 1999]:

1. Идентификация беременности. Этот период начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживания женщины в этот период носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления беременности, либо страх ее ненаступления. Однако переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает "стартовое" содержание материнской сферы.

2. До начала ощущений шевеления. Физиологически этот период характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменении в эмоциональном состоянии. Для него характерна тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

3. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Первые такие ощущения создают волнующее ощущение сопричастности, желания быть вместе с ребенком. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретает с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к материнству. Характерным становится поиск дополнительной информации в книгах, журналах, посещение специальных курсов.

4. Седьмой и восьмой месяцы беременности. Этот период считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. К концу периода у женщин возникает чувство "скорей бы уж все закончилось", но одни его интерпретируют, как нетерпение увидеть ребенка, а другие – как избавление от неудобств беременности. Это уже свидетельствует о некоторых установках на последующие отношения с ребенком.

5. Предродовой. Физиологически этот период является очень важным. В организме происходят изменения, способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Эмоциональное состояние характеризуется неким "отупением". Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. У матери снижается страх перед родами. Женщины наиболее адекватно по сравнению с другими периодами представляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей адекватность представлений матери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.

Страницы: 1 2 3

Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительнос ...

Исследование проблемы саморегуляции в работах отечественных и зарубежных психологов. Развитие представлений о саморегуляции.
Способность к регуляции психических процессов и состояний отличалась еще в работах Аристотеля. К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века. Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, ...

Развитие логического мышления у дошкольника
Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя. Цель: развитие логического мышления. Материал: распечатанный бланк методики. Задание: раскрасить все кружочки в красный цвет, квадратики - в синий. Цель: развитие мелкой моторики рук. Материал: распечатанный бланк методики. Задание ...