Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Психологическая информация » Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка » Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

• Не все квадраты могут быть заполнены.

• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

Приложения
Приложение 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное 3 2 1 Как засып ...

Теория Морено
Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль – это слияние частных и коллекти ...

Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой (см. Приложение 3, табл. 1) Анализ образной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х образов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не боле ...