Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»
Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й: как второй;
5-й: как первый.
А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения задания.
При проведении методики должны выполняться следующие требования:
• Не все квадраты могут быть заполнены.
• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:
1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;
2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;
3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;
4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.
Проблема психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте
воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Понятие
«психическое здоровье личности»
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровь ...
Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств
личности
Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща производить все то, что необходимо для удовлет ...
Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Особенности умственного, эмоционального, социокультурного развития умственно отсталых дошкольников
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, и ...