Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Психологическая информация » Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка » Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

• Не все квадраты могут быть заполнены.

• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

Власть «пришельца»
В истории достаточно примеров, когда посторонние люди получали власть не вследствие захвата, а путем прямого приглашения. Классический пример в отечественной истории - Рюрик. В годы культа личности практиковалась ротация кадров – первые лица региональной власти менялись местами: уезжал один первый секретарь обкома, на его место «перевод ...

Классификация конфликтов
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратк ...

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...