Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Психологическая информация » Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка » Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

• Не все квадраты могут быть заполнены.

• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.

Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными. Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть L-данными (life record data). Если кратко характеризовать данный спосо ...

Характеристика успешного лидера
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Знание данных характеристик будет полезно всем, кто интересуется психологией л ...

Обращение внутрь (интроверсия)
К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. О типичном, "нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет "вне с ...