ВведениеСтраница 2
Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека [25; с.220].
Таким образом, темперамент есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности. В данном определении основной акцент смещен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.
Как уже указывалось, проблема взаимосвязи общения подростков и типов темперамента актуальна. В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы и была выбрана данная тема для нашей курсовой работы.
Объект
исследования:
сфера общения личности.
Предмет
исследования:
взаимосвязь коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков.
Цель исследования:
определить взаимосвязь коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности процесса общения на основе теоретического анализа источников по теме исследования;
2. Выявить особенности темперамента на основе теоретического анализа источников по теме исследования;
3. Выявить взаимосвязь коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента;
4. Разработать комплекс рекомендаций по развитию коммуникативных особенностей подростков.
Гипотеза исследования
предполагает, что коммуникативные особенности более выражены у сангвиников и холериков, чем у флегматиков и меланхоликов. При этом общение будет более эффективным, если будут соблюдены следующие условия: воспитательная работа будет направлена на развитие навыков межличностного общения, навыков социального взаимодействия; использование всех форм коллективной деятельности подростков, в процессе чего развиваются коммуникативные способности; проведение занятий по профилактике и преодолению трудностей общения.
Методы исследования:
тестирование, математическая обработка данных.
Методики исследования:
· Методики «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского).
· Методики «Тест оценки коммуникативных умений».
· Личностный опросник Айзенка(EPI)».
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что на основе полученных результатов можно выработать рекомендации по организации воспитательной работы с подростками в школе на основе учета их особенностей общения и типов темперамента.
Эмпирическая база исследования:
исследование было проведено на базе Бавлинской школы №4. В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет.
Инструкция по обработке анкеты
Анкета очень проста в использовании, что делает доступной работу с ней каждому классному руководителю, учителю-предметнику, преподавателю, мастеру производственного обучения. Для заполнения анкеты учащимся требуется всего лишь лист бумаги, на котором они проставляют порядковый номер вопроса и номер выбранного ответа из нескольких предло ...
Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к
профессиональному самоопределению
Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компо ...
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций ...