Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг
Страница 1

Психологическая информация » Понятие успешности личности » Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг

Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится под угрозой исчезновения. Более того, жизнь так скучна без этого!

Потребность в безопасности: к этому уровню относятся чувство защищенности, безопасная рабочая среда, охрана труда, стабильная заработная плата. (Интересно, может ли кто-нибудь похвастаться, что его работа именно такая?)

Социальные потребности: человек нуждается в социальном взаимодействии с другими индивидуумами, стремится быть частью команды, хочет испытывать любовь и дружбу других представителей рода человеческого. Конечно, кое-кто из нас, к сожалению, вынужден подолгу находиться в специальных помещениях для "охлаждения" чересчур буйных личностей — в тюрьмах и на гауптвахтах!

Потребность в признании: люди хотят чувствовать, что они сами и их деятельность ценятся другими. Это заставляет их искать признания своих заслуг и уважения со стороны посторонних людей.

Потребность в самовыражении: эта потребность берет свое начало в поиске смысла существования. Она занимает самый высокий уровень в иерархии Маслоу и может быть достигнута только после удовлетворения всех других ступеней пирамиды потребностей.

Индивидуум это интегрированное, организованное целое. В соответствии с этой концепцией удовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению. Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц. Человек может достичь полной реализации в некоторых из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство». Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину «нормального распределения». Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.

Большую часть человеческих потребностей невозможно изолировать, подавляющее большинство из них не имеет локальной соматической основы. Практически ни одна из потребностей не возникает обособленно, в отрыве от других. (Если человек хочет заработать денег, это вовсе не означает, что его радует шорох купюр и звон монет).

Таким образом, мы видим, что у каждого индивида свой «комплексный обед», который он «подбирает» исходя из собственных желаний. Некоторые предпочитают реализовывать одни потребности в ущерб другим (успешная карьера - в ущерб счастливой семье и здоровью, или семья в ущерб профессиональной самореализации), другие стараются реализовать весь объем потребностей, иногда в ущерб ярким достижениям.

С 80-х годов 20 века набирает силу такое явление как «дауншифтинг». Даунши́фтинг (англ. downshifting, игра на понижение) — сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., взамен ориентируясь на жизнь ради себя и/или семьи.

В классическом понимании дауншифтинг — это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью. Очевидны идеологические параллели с культурой хиппи, философией нью-эйдж, буддизмом.

Дауншифтинг является очевидным протестом против идеалов общества потребления, и появление его — следствие ряда серьезных недостатков последнего — главным образом, отрицания необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждения человека от его человеческой сущности»).

Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) – это всегда революция в ответ на требования компании. Дауншифтер – корпоративный бунтарь, неожиданно подставляющий свою компанию (да и отрасль в целом). Таких не берут в космонавты, то есть в Procter&Gamble, Mars и прочие цитадели коммерческой стабильности. Самое интересное, что как раз такие компании и являются основными производителями дауншифтеров – корпоративная этика требует многого, давая взамен лишь деньги и статус, значащие для человека далеко не всё. Вместе с солидными заработками, красивой жизнью и уважением окружающих нередко настигает целый букет заболеваний – результат «сгорания на работе». Дауншифтинг в таких условиях является, как правило, вынужденным, о нем задумываются, лишь когда вопрос встает ребром: или карьера, или здоровье. Чуть менее важным основанием для отступления является стремление минимизировать юридические риски – «меньше знаешь – лучше спишь» (меньше будет способов придраться к тебе у представителям власти). Желание проводить больше времени с семьей и детьми или посвящать себя любимому делу тоже приводит людей к идее ограничить свои аппетиты на работе.

Страницы: 1 2

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не облада ...

Фактор L “Доверчивость – подозрительность”
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе. При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно бол ...

Социально-исторические условия становления психологического пола личности
Социально-исторический образ жизни является источником развития личности в системе общественных отношений и характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. Структуру образа жизни представляют ...