Мотивации и сдвиги в мотивации
Страница 1

У малолетних довольно низок вес мотива, связанного с общественно значимыми целями. Это объясняется тем, что в этом возрасте широкие социальные мотивы, не выходящие за рамки самого учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступит благодаря учению впоследствии, еще недостаточно четко осознаются и в силу этого не являются практически действенными. Возрастающее у малолетних стремление к самостоятельности, независимости в связи с появлением первых чувств взрослости вызывает у них острую потребность в самоутверждении в коллективе, повышении своего престижа. В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения малолетних (хулиганство, воровство, токсикомания, насилие, унижение достоинства личности) лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Такой способ решения противоречий взаимоотношения малолетних и среды возникает в тех случаях, когда ведущие виды деятельности не дают возможности формировать необходимые для развития личности способности, знания, навыки. В результате стремление малолетнего самоутвердиться вне социально значимой самореализации (например, успех в учебе) приводит к неадекватным формам включения в социальную практику. Потребность детерминирует деятельность и тем самым непосредственно воздействует на социальное качество личности.

Другими словами, потребность в самоутверждении определяет ведущие мотивы поведения малолетних.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что успеваемость во многом определяет поведение малолетних. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Это особенно характерно для детей, живущих в неблагоприятных жизненных условиях, детей, которые учатся хуже своих возможностей, бросают школу, наконец, для тех из них, кто становится малолетним правонарушителем.

Эти положения подтверждаются и проведенными исследованиями, которые экспериментально доказывают значение потребности в престиже для малолетнего и влияние возрастных изменений на ее формирование. Существует закономерность роста потребности в повышении престижа в зависимости от возраста по сравнению с другими потребностями. Если темп роста потребности в повышении социального статуса в 3—4-х классах незначителен и в течение одного года составляет 4%, то в пределах переходного возраста, в 4—5-х классах, — 18,7% (табл. 5.2).

Исследования показывают, что у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, потребность престижа теряет свой истинный предмет, меняет свою направленность и перерастает в более низкую разновидность формы потребности самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится предметом внимания других людей, на что указывает высокая доля мотива самоутверждения в коллективе правонарушителей (47%).

Существенная разница между малолетними, допускающими антиобщественное поведение, и законопослушными детьми — в средствах самоутверждения.

Прежде всего, обращает на себя внимание резко сниженный удельный вес мотивации, заложенной в самом процессе учебной деятельности. Малолетних, допускающих антиобщественное поведение, не побуждает учиться сам процесс приобретения знаний, поэтому для них, гораздо меньше значима степень усвоения учебного материала. Вместе с тем низкая результативность учебного труда, неблагоприятное положение в классном коллективе порождают у малолетних, переходящих на путь правонарушений, реактивные переживания, связанные с их неблагополучным статусом. Потребность в социальном статусе в переходном возрасте постоянно развивается. Малолетнему доставляет удовольствие сознавать, что окружающие признают его как личность. Переход от детства к состоянию взрослого человека проявляется в потребности быть самостоятельным и свободным.

Сегодня обращает на себя внимание следующая тенденция: до переходного возраста гораздо большее количество учеников хотят быть старше, чем есть. Так, 64% третьеклассников хотят быть старше, а из шестиклассников такое желание только у 32%. То есть в переходном возрасте с меньшей силой проявляется потребность быть старше, чем в период детства. В действительности мы имеем дело с двумя разными тенденциями. Потребность быть взрослым меняет свой характер в переходном возрасте. Ребенок хочет быть старше по возрасту для того, чтобы быть сильным, подчинить своей власти других. В переходном возрасте содержание этой потребности меняется по существу: малолетний стремится иметь социальную ценность, с ним должны считаться, и он должен быть признан в той социальной группе, в которой живет. Потребность такого рода настолько сильна, что значение физической силы отходит на второй план.

Страницы: 1 2 3

Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений
Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудн ...

Этапность адаптации
Независимо от конкретных форм необычных условий существования психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация в них и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются чередованию следующих этапов: 1) подготовительный, 2) стартового психического напряжения, 3) острых психических реакций входа, 4) переадаптации, 5) з ...

Эмоции: определение, феноменология, измерение. Определение эмоции
Что такое эмоция? Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как был сформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека» (1983) с ...