Мотивации и сдвиги в мотивации
Страница 2

Примерно в 9—10 лет у ребенка постепенно развивается внутренняя вера, что он представляет более весомую социальную ценность, чем признают старшие, и что эта социальная весомость соответствует его физическим и интеллектуальным данным. Содержанием потребности быть взрослым является не желание быстрее' стать «большим», а уверенность в том, что он уже взрослый. Жизненную трудность малолетнему создает то обстоятельство, что другие не видят и не признают его взрослым. Этим объясняется то явление, что у ребенка желание выглядеть более взрослым гораздо сильнее, чем в переходном возрасте.

В переходном возрасте малолетнего беспокоит не тот факт, что ему не позволяют поступить определенным образом в данный момент, а то, что он зависит от других и выбор поступка, который он должен сделать, делают другие. Малолетний стремится к независимости и свободе; только в независимых поступках ощущает свою личность.

В результате малолетний иногда отказывается даже от такого поступка, которого он всей душой желает, только из-за того, что взрослые указывают ему на возможность так поступить. И малолетний поступает иначе против собственного желания. Этот так называемый негативизм выявляется иногда и в поступках, приводящих к социально нежелаемым результатам. Такой негативный поступок малолетний совершает потому, что хочет ощутить себя независимым, что выбор поступка им сделан самим.

Экспериментально доказывается закономерность развития потребности к свободе и независимости в переходном возрасте следующим исследованием. Из шести предложенных суждений (одно из них придавало особую значимость свободе и независимости личности, другое — факту зависимости от другого человека, хотя от этого можно было получить определенную выгоду) испытуемый должен был выделить то, которое больше отвечало его характеру и стремлению.

Как показали результаты, выбор суждений, которые придавали особую значимость потребности независимости и свободы, рос быстрым темпом в переходном возрасте. Из учащихся 4-го класса 12% выбрали суждения, которые указывают на стремление к свободе и независимости, тогда как из такого же числа шестиклассников аналогичный выбор сделали 78%.

Ярко выраженный перелом в темпе роста потребности к свободе и независимости отмечается между 4-м и 5-м классами. Количественные данные показывают, что рост потребности в свободе и независимости в 5-м классе на 5,5% больше, чем в 4-м классе.

Потребность быть взрослым в переходном возрасте, приобретая социальное содержание, играет решающее значение в определении направления активности малолетнего. Эта потребность дифференцируется в формах социального статуса ив потребности свободы и независимости; малолетний стремится к удовлетворению этой потребности в любом поступке.

Результаты изучения специфики потребности в свободе и независимости у малолетних правонарушителей дают возможность заключить, что потребность в свободе и самостоятельности выражена сильнее, чем у законопослушных малолетних того же возраста и чем у нарушителей в возрасте 16—17 лет. Также можно сделать вывод, что малолетний особую ценность придает свободе и самостоятельности. 80% малолетних, допускающих антиобщественное поведение, выбирают ситуации, где ярко выражена потребность в свободе и самостоятельности.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что если потребность в свободе и самостоятельности у малолетних с отклоняющимся поведением наступает в возрасте 12—13 лет, то у законопослушных детей — в 17—18 лет, т.е. у изучаемого нами возраста несовершеннолетних наблюдается преждевременное созревание этой потребности, причем она развита сильнее, чем у законопослушных малолетних. Если у учеников общеобразовательной школы потребность в свободе и самостоятельности в переходном возрасте растет быстрым темпом и достигает максимума уже в 15 лет, то у малолетних правонарушителей эта потребность не испытывает возрастных изменений и достигает максимума к 12—13 годам.

Таким образом, малолетние, допускающие антиобщественное поведение, характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Это один из факторов, определяющих антиобщественное поведение.

Причины, приводящие к сдвигам в мотивации, могут быть заложены как в воспитательном воздействии микросреды, так и в самом процессе учебной деятельности. Поскольку единству жизни соответствует единство мотивационной сферы личности, поэтому мотивы не могут развиваться по изолированным, не связанным друг с другом линиям. Речь должна идти о задачах воспитания мотивов учения в связи с развитием жизни, с развитием содержания действительных жизненных отношений ребенка. То есть с включением ребенка в систему школьного воспитания в процесс учебно-познавательной деятельности появляются оптимальные предпосылки переключения его интересов в область полезных для нравственного развития дел. Создается возможность воспитания нравственного иммунитета против неблагоприятных внешних воздействий. Другими словами, коррекция личности, в том числе и ее мотивационной сферы, должна проходить при соответствующей коррекции среды.

Страницы: 1 2 3

Развитие понятия успешности. Трансформация понятия успешности в связи с промышленной революцией в Западной Европе
В конце 18 века назрела необходимость реформирования всей экономической жизни и принципов хозяйствования и, соответственно, появилась необходимость менять социальные установки, традиции и привычки. Социальные и экономические перемены этого периода имели далеко идущие последствия, поэтому о нем и говорят как о революции. На протяжении вс ...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34] За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими ...

Психологический тест. “Что вы знаете о себе” или выявление акцентуации характера.
Тест предназначен для выявления акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция “акцентуации личностей” К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера. Тест содерж ...