Влияние массовой культуры на интересы подростка

Психологическая информация » Влияние массовой культуры на подростка » Влияние массовой культуры на интересы подростка

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований.

Так, посмотреть телевизор в среднем предпочитают около 70% учащихся, слушать музыку – 65%, проводить время с друзьями – 43.4%, читать книги, газеты, журналы 15.8%, играть в компьютерные игры – 24%, посещать спортивные кружки – 12.3%.

Учащимся – подросткам в возрасте от 12 до 16 лет было преложено ответить на вопросы в форме анкеты. В анкетировании принимало участие 23 подростка. Анкета носила открытый характер, то есть дети сами вписывали ответы, исходя из личных эмоций и предпочтений.

Вопросы анкеты:

Укажи имя, возраст

Много ли у тебя свободного времени?

Что ты любишь делать в свободное время?

Есть ли у тебя хобби? Какое?

Что ты любишь смотреть по телевизору?

В какие компьютерные игры ты любишь играть?

Как долго ты проводишь время перед телевизором, компьютером, сколько времени общаешься по телефону?

Любишь ли ты читать? Если да, то каким книгам, газетам, журналам ты отдаешь предпочтение?

Какую музыку ты любишь слушать?

Как вы думаете, хорошо или плохо влияет Интернет на человека?

Результаты анкеты представлены в форме диаграммы в приложении №1.

Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у девочек и мальчиков, у младших и старших школьников, но телевидение – почти у всех на первом месте. Мы задали вопрос ребятам, какие телепередачи они предпочитают смотреть по телевизору. Данные этого опроса представлены в приложении №2. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация. Оценки роли массовой культуры в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. СМИ как бы и «окно в мир», но с другой стороны его, а особенно телевидение и компьютер, с уверенностью можно назвать и «ящиком для дураков». Мнение подростков по поводу вопроса о том, положительно или отрицательно влияет Интернет на подростков, также представлен в форме диаграммы в приложении №3.

Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на подростка, с другой – от группового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме этого, механизм восприятия и освоения культурной информации подросткам сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, ребенок в семье воспринимает не вербализованные формулы родителя, а модель его реального поведения.

Указанный способ воздействия массовой культуры на подростка представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» против подобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности подростка.

Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит от той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемого материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.

Методы и характеристики изучения толпы. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы влияющие на толпу
«Массе свойственны глупость и легкомыслие, из за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей» М.Монтень ...

Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независ ...

Высокая чувственность
Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которыми повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), ...