Заключение

На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали вначале с технологических, позже с философских и нравственных позиций, затем, с середины прошлого столетия, к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения, эпидемиологии и социологии. Это позволяет сегодня рассматривать феномен самоубийства с мультидисциплинарных позиций.

В ходе истории взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультуральных представлений. С глубокой древности отношение к суициду, его причины и технология тесным образом были связаны с тем, как-то или иное общество, социальная группа или культура воспринимали понятие смерти. Это и определяло различия в отношении к акту аутоагрессии государства, священнослужителей, законоучителей, философов и простых людей.

Высокий уровень самоубийств в большинстве стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием современной культуры и в контексте господствующих в обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

Для профилактики самоубийств необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия для адекватного эмоционального реагирования и интеллектуальной переработки психотравмирующего события.

Психологический кризис является одним из проявлений социально-психологической дезадаптации личности в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта.

Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой, переживанием собственной несостоятельности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании дальнейших действий.

Подавляющее большинство потенциальных самоубийц являются людьми с психиатрической точки зрения практически здоровыми (в том числе с акцентуациями характера). Это не случайно. Данные Всесоюзного суицидологического центра свидетельствуют, что в общей массе лиц с аутоагрессивными намерениями свыше 70% приходится именно на эту категорию.

Правильное поведение с потенциальными самоубийцами требует специфических знаний о характере и содержании суицидального поведения, об особенностях психологического состояния человека, стоящего перед вопросом о возможности продолжать жить.

Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, вследствие амбивалентного к нему отношения сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, ищут возможности спасения. Общим коммуникативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость, разрушение и даже не отход от других людей внутрь себя, а сообщение о своих суицидальных намерениях[5]. Все люди, работающие сегодня в области суицидологии, знают о характерных признаках такого сообщения, как вербальных, так и невербальных. Их распознавание является незаменимым условием превенции суицидов.

[1]

Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – с. 148.

[2]

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — с. 67.

[3]

Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2003. - с. 229.

[4] Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - с. 22.

[5] Глэддинг С. Психологическое консультирование.4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – с. 224.

Нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Особенности развития письменной речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Большая распространенность и особенности симптоматики письма у детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностыо языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедв ...

Религиозность
Все убеждения толпа имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования удваиваются ею лишь в том случае, если они обличены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верование толпы почти всегда имею ...

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34] За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими ...