Введение
Страница 1

Судебная психиатрия является специальным разделом общей психиатрии. Она не отделима от нее, но имеет свои особенности. Если общая психиатрия изучает главным образом причины и характер психических заболеваний, их диагностику, лечение, реабилитацию психически больных и другие вопросы (в том числе и предупреждение психических расстройств у здоровых лиц), то судебная психиатрия, сохраняя решение этих вопросов (в той или иной степени) за собой, изучает также психические заболевания (нарушения, расстройства) применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.

Для общей психиатрии основным объектом исследования является психически больной человек, а предметом изучения – его психика и психопатологические нарушения. Объектом изучения судебной психиатрии может быть психически больной и здоровый в повседневной жизни, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, а предметом исследования – состояние психики, болезненные нарушения и психическая деятельность как во время деликта и проведения судебно-психиатрической экспертизы, так и установление психопатологических изменений ретроспективно по показаниям очевидцев, материалам уголовного и гражданского дела, данным медицинских, служебных и личных документов (переданных следствием и судом для изучения экспертом-психиатром).

В связи с этим цель судебной психиатрии – установить психическое состояние испытуемого и помочь правосудию решить главную проблему, которая возникает в ходе судебно-следственных действий – преступник или психически больной совершил те или иные противоправные действия. С точки зрения законодательства и права психически больной человек, совершивший общественно опасное деяние, не считается преступником и к нему не применяют карательно-воспитательное воздействие. Однако такое лицо нуждается в принудительных мерах медицинского характера. Именно это и определило практическую задачу судебной психиатрии: выявить у субъекта исследования психические расстройства до и во время деяния (ретроспективно) и в период экспертизы (при обследовании), изучить и оценить их применительно к правовым нормам отечественного правосудия и здравоохранения.

Такая постановка проблем судебной психиатрии определила ее основные разделы: судебно-психиатрическая экспертиза; принудительные меры медицинского характера; пенитенциарная психиатрия.

Учитывая самостоятельность и социальное значение судебной психиатрии, необходимо указать, что ее роль и авторитет несоизмеримо вырастает, если она взаимодействует с юридическими (криминалистикой, криминологией, теорией оперативно-розыскной деятельности, уголовным и гражданским правом и процессом и т.д.), медицинскими (судебной медициной и биологией, медицинской психологией, неврологией, терапией, хирургией и др.) и общественными (социологией, психологией, педагогикой, философией и др.) науками.

Выделяются следующие особенности судебной психиатрии, которые определяют ее практическую направленность:

- проведение судебно-психиатрической экспертизы и установление невменяемости (за конкретное деяние) в уголовном процессе и недееспособности (за конкретное деяние и на период обострения психического заболевания) в гражданском судопроизводстве, а также процессуальной дееспособности субъектов уголовно-следственного процесса;

- диагностика и судебно-психиатрическая оценка не только глубины и тяжести клинических проявлений хронического психического расстройства, слабоумия и иного болезненного состояния психики, но и более редких в практике общей психиатрии исключительных и реактивных состояний (психозов и реакций), которые нужно диагностировать или отвергать при обследовании, в основном ретроспективным методом (по материалам уголовного или гражданского дела, медицинским и личным документам);

- диагностика и судебно-психиатрическая оценка оговоров и самооговоров, которые приобретают в юриспруденции социальную

значимость и поэтому нуждаются в судебно-психиатрической интерпретации;

- диагностика и судебно-психиатрическая оценка истинной и так называемой превентивной симуляции психических заболеваний здоровыми лицами и патологической симуляции психически больными;

Страницы: 1 2

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Психологи и педагоги указывают, что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей мал ...

Лист ответов ДДО
Фамилия, имя ученика ……………………………………………………………………………… Класс………………Школа……………………Дата………………………………………………… Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 7б 6б 9б 7а 10а 9а 8а 10б 8б 11а 11б 12а 12б ...

Развитие темы в действие
Несмотря на все старания клиента, слова часто перекрывают и становятся на пути переживания полного содержания чувства или ситуации. Развитие этого материала н телесное выражение часто кристаллизует и углубляет осознание. В дополнение иногда выявляется несоответствие между тем, что человек говорит и что делает. Невербальное поведение тру ...