Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Страница 1

Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независимы и свободны.

Только изучение высшей нервной деятельности человека объясняет детерминированность поведения людей и зависимость от внешнего мира, показывает возможности регуляции ими своих поступков, действий, высказываний, которые связаны с состоянием психики, типом личности, критическим отношением, волевым усилием, условиями воспитания, местом, занимаемым этой личностью в иерархии общества, его ценностными ориентациями, требованиями общества и государства. Изложенная позиция определяет современный подход к понятию невменяемости в судебной психиатрии.

В основе поступков и действий любого человека прежде всего лежит рефлекторная деятельность головного мозга. Под влиянием одних и тех же внешних и внутренних условий люди могут говорить (хвалить или оскорблять), производить известные деяния, а могут и не производить их, а если даже производить, то совершенно противоположного характера. В процессе физического и умственного развития личности стереотип поведения человека постепенно усложняется за счет воспитания моральных и этических навыков, роста интеллектуального уровня, понимания предъявляемых обществом требований.

Произвольные и волевые поступки, поведение, действия и высказывания людей в целом регулируются и контролируются сознанием. Человек в состоянии “нормального психического здоровья” должен и может оценивать те обстоятельства, при которых он осуществляет свои действия, понимать требования общества и закона и делать сознательный выбор между совершением и несовершением того или иного правонарушения.

В это понимание входит аксиома, выработанная в процессе жизни человека и развития общества – за совершенное правонарушение психически здоровый человек, достигший определенного возраста, несет юридическую ответственность. Это связано с тем, что он способен осознавать общественную опасность своих поступков, может контролировать и волевым усилием регулировать свое поведение в соответствии с требованиями закона. И именно в этом заключается способность психически полноценного человека нести ответственность перед обществом и государством за содеянное, быть ответственным и вменяемым за произведенные высказывания и совершенные действия.

Однако в судебно-следственной практике встречаются случаи, когда вменяемое лицо во время совершения преступления в силу диагностированного у него психического расстройства не могло в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, но признается (в соответствии со ст. 22 УК РФ) подлежащим уголовной ответственности в связи с тем, что его противоправные действия (по заключению экспертов-психиатров) не исключали вменяемости.

Проблема вменяемости‑невменяемости (хотя это и юридическое понятие) – одна из основных тем судебной психиатрии. Вменяемость – способность лица в силу присущих ему определенных психических качеств осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и сознательно руководить ими, нести уголовную ответственность в случае совершения преступления. Это положение нашло свое практическое применение и четко сформулировано в ч. 1 ст. 21 УК РФ, где сказано, что уголовной ответственности не подлежит лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. Невменяемость – психическое состояние лица, выражающееся в том, что оно при совершении преступных деяний не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния. В части 2 ст. 21 УК РФ также говорится, что к такому лицу по решению суда могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 97 УК РФ.

Медицинский критерий (может быть констатирован только у психически больного человека) включает четыре признака психических нарушений:

- хроническое психическое расстройство (например, шизофрения, эпилепсия, маниакально‑депрессивный психоз, прогрессивный паралич, старческий психоз и другие психические заболевания с тенденцией к прогрессированию), оставляющее после острых клинических проявлений нарастающий психический дефект в виде необратимых нарушений интеллектуальных функций приобретенного характера, вплоть до слабоумия и маразма;

- временное психическое расстройство (например, исключительные и реактивные состояния, алкогольный психоз) – обратимое заболевание, которое может длиться от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в редких случаях – несколько недель. Оно заканчивается выздоровлением, не оставляющим видимых изменений в психической деятельности;

Страницы: 1 2

Основные методы этнопсихологических исследований
Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные. К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др. Наблюдение — ...

Понятие конфликта, его сущность. Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходи ...

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...