Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Страница 2

- слабоумие (например, олигофрения, инволюционные процессы), для которого характерна грубая необратимость нарушений интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера;

- иное болезненное состояние (например, психопатия) – стойкое нарушение или аномалия в развитии психики, возникшие в результате перенесенных различных соматических, неврологических, инфекционных и других заболеваний или патологического воспитания.

Юридический критерий формулируется как невозможность невменяемых осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Данный критерий представляет обобщающую характеристику психического состояния, в частности – тяжесть (глубину) болезненных расстройств психики, и включает два признака:

- интеллектуальный (невозможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), например, при олигофрении в степени дебильности);

- волевой (невозможность руководить своими действиями, например, при психопатии).

Эти признаки юридического критерия позволяют анализировать различные стороны психической деятельности подэкспертного (мыслительную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную и др.). Если первый признак (интеллектуальный) требует анализа мыслительных и критических способностей, дает возможность адекватной оценки обстановки и собственного поведения испытуемого, то при дефекте волевого признака снижается контроль за своими высказываниями, действиями и поступками, возможность понимать их сущность и руководить ими. При утрате критичности интеллектуальный признак (то есть при его недостаточности в патологическом смысле) как бы перекрывает волевой. Наличие этого признака нарушает способность руководить своими действиями и влечет принятие решения о невменяемости.

В процессе судебно‑психиатрической диагностики и выработки экспертного решения основным заключительным этапом является сопоставление медицинского и юридического критериев, что и определяет формулу невменяемости. При этом обязательным условием невменяемости является совпадение медицинского и юридического критериев. То есть в этом случае на экспертизе у испытуемого обязательно должен быть установлен медицинский критерий – наличие диагноза психического заболевания, а также констатирован и юридический критерий – невозможность осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.[2]

Страницы: 1 2 

Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умс ...

Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела процессы; живые, биологические и абстрактные системы. В качестве объекта научного теоретического исследования выступают растительный и животны ...

Выводы
1. Существуют установки на выполнение роли матери в семье, выраженность которых передается из поколения в поколение. Это свидетельствует о наличии определенных паттернов материнского поведения. 2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению с разными темпами "изживают себя". Эта тенденция говорит о том, ...