Антиобщественное поведение малолетних

Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках данной концептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматривать применительно к сферам социального функционирования — двух основных групп ведущих типов деятельности, замыкающих на себе криминогенно значимые особенности потребностей, интересов, элементов мотивов и ориентации—деятельности, обеспечивающей развитие мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе интимно-личностного общения, и деятельности, обеспечивающей преимущественное формирование у малолетних операционно-технических возможностей, т.е. в учебной деятельности.

При исследовании личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, весьма важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, так как преступное поведение рождает не сама по себе среда или личность, а именно их взаимодействие. При этом надо учитывать то обстоятельство, что личность малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, не просто отражает определенные внешние условия, но и является одной из сторон этого взаимодействия. Длительное время ведутся споры о том, какие факторы являются ведущими в формировании противоправного поведения: унаследованные неблагоприятные задатки или отрицательное влияние социума.

Малолетние, становящиеся впоследствии правонарушителями, уже при поступлении в школу в силу объективных обстоятельств имеют более низкие «стартовые» возможности, нежели подростки контрольной группы. Разрыв между системой внешних требований (ожиданий), связанных с учебой, с одной стороны, и объективными возможностями и способностями таких детей обеспечить соответствующий уровень учебной деятельности — с другой, образует конфликтную ситуацию, которая может проявлять длящийся характер, глубоко переживаться и является нередко причиной состояний, могущих привести к общественно отрицательным формам поведения.

При длительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами личности, затем в процессе повторения они закрепляются в виде первичных форм поведения. В дальнейшем ребенок начинает оправдывать эти отрицательные формы поведения и даже относится к ним положительно, в результате чего они становятся устойчивыми качествами личности.

Кадровый кризис сегодняшних школ, связанный в первую очередь с состоянием нашей экономики, отсутствием должного финансирования и многих других составляющих, приводит к тому, что нейтрализовать криминогенное влияние вышеперечисленных факторов не всегда представляется возможным, хотя возраст малолетних весьма гибок с точки зрения коррекции.

Отрицательное отношение к учебе малолетних, допускающих антиобщественное поведение,, объясняется, во-первых, отставанием на предыдущих ступенях школы, во-вторых, ленью, в-третьих, личной неорганизованностью. Также следует заметить и развивающуюся в последние годы умственную акселерацию малолетних, которой способствуют современные школьные программы ускоренного обучения, абстрактного восприятия теоретических знаний, не ставящие, однако, задачи формирования личностного начала, не ориентированные на воспитание способности человека к самостоятельным и ответственным решениям и поступкам, умение правильно выбрать ценностные ориентации. В основе антиобщественного поведения малолетних лежит низкая степень социализированности того или иного человека, разрушенность или угнетенность «первичных ценностных систем, которые служат ориентирами поведения.

Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы о ...

Факторы, способствующие развитию зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]. Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению [49]. Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, свое ...

Нарушения ощущений
Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения. К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охва ...