Антиобщественное поведение малолетних

Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках данной концептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматривать применительно к сферам социального функционирования — двух основных групп ведущих типов деятельности, замыкающих на себе криминогенно значимые особенности потребностей, интересов, элементов мотивов и ориентации—деятельности, обеспечивающей развитие мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе интимно-личностного общения, и деятельности, обеспечивающей преимущественное формирование у малолетних операционно-технических возможностей, т.е. в учебной деятельности.

При исследовании личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, весьма важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, так как преступное поведение рождает не сама по себе среда или личность, а именно их взаимодействие. При этом надо учитывать то обстоятельство, что личность малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, не просто отражает определенные внешние условия, но и является одной из сторон этого взаимодействия. Длительное время ведутся споры о том, какие факторы являются ведущими в формировании противоправного поведения: унаследованные неблагоприятные задатки или отрицательное влияние социума.

Малолетние, становящиеся впоследствии правонарушителями, уже при поступлении в школу в силу объективных обстоятельств имеют более низкие «стартовые» возможности, нежели подростки контрольной группы. Разрыв между системой внешних требований (ожиданий), связанных с учебой, с одной стороны, и объективными возможностями и способностями таких детей обеспечить соответствующий уровень учебной деятельности — с другой, образует конфликтную ситуацию, которая может проявлять длящийся характер, глубоко переживаться и является нередко причиной состояний, могущих привести к общественно отрицательным формам поведения.

При длительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами личности, затем в процессе повторения они закрепляются в виде первичных форм поведения. В дальнейшем ребенок начинает оправдывать эти отрицательные формы поведения и даже относится к ним положительно, в результате чего они становятся устойчивыми качествами личности.

Кадровый кризис сегодняшних школ, связанный в первую очередь с состоянием нашей экономики, отсутствием должного финансирования и многих других составляющих, приводит к тому, что нейтрализовать криминогенное влияние вышеперечисленных факторов не всегда представляется возможным, хотя возраст малолетних весьма гибок с точки зрения коррекции.

Отрицательное отношение к учебе малолетних, допускающих антиобщественное поведение,, объясняется, во-первых, отставанием на предыдущих ступенях школы, во-вторых, ленью, в-третьих, личной неорганизованностью. Также следует заметить и развивающуюся в последние годы умственную акселерацию малолетних, которой способствуют современные школьные программы ускоренного обучения, абстрактного восприятия теоретических знаний, не ставящие, однако, задачи формирования личностного начала, не ориентированные на воспитание способности человека к самостоятельным и ответственным решениям и поступкам, умение правильно выбрать ценностные ориентации. В основе антиобщественного поведения малолетних лежит низкая степень социализированности того или иного человека, разрушенность или угнетенность «первичных ценностных систем, которые служат ориентирами поведения.

Методика изучения уровня самосознания
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Вариант I 1. Ч ...

Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...

Танец стихий
"Лечение" проходит в форме группового тренинга длительностью от трех дней до бесконечности. От вас потребуется совсем немного: прийти в зал, переодеться в спортивную форму, довериться инструктору и отправиться в путь к самому себе . Путь будет лежать через простые, доступные каждому упражнения и задания, названия которых полно ...