Антиобщественное поведение малолетних

Антиобщественное поведение характерно как относительно распространенное явление для малолетних. Основой проведенных исследований этого поведения являлись различные периоды возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В рамках данной концептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматривать применительно к сферам социального функционирования — двух основных групп ведущих типов деятельности, замыкающих на себе криминогенно значимые особенности потребностей, интересов, элементов мотивов и ориентации—деятельности, обеспечивающей развитие мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе интимно-личностного общения, и деятельности, обеспечивающей преимущественное формирование у малолетних операционно-технических возможностей, т.е. в учебной деятельности.

При исследовании личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, весьма важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, так как преступное поведение рождает не сама по себе среда или личность, а именно их взаимодействие. При этом надо учитывать то обстоятельство, что личность малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, не просто отражает определенные внешние условия, но и является одной из сторон этого взаимодействия. Длительное время ведутся споры о том, какие факторы являются ведущими в формировании противоправного поведения: унаследованные неблагоприятные задатки или отрицательное влияние социума.

Малолетние, становящиеся впоследствии правонарушителями, уже при поступлении в школу в силу объективных обстоятельств имеют более низкие «стартовые» возможности, нежели подростки контрольной группы. Разрыв между системой внешних требований (ожиданий), связанных с учебой, с одной стороны, и объективными возможностями и способностями таких детей обеспечить соответствующий уровень учебной деятельности — с другой, образует конфликтную ситуацию, которая может проявлять длящийся характер, глубоко переживаться и является нередко причиной состояний, могущих привести к общественно отрицательным формам поведения.

При длительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами личности, затем в процессе повторения они закрепляются в виде первичных форм поведения. В дальнейшем ребенок начинает оправдывать эти отрицательные формы поведения и даже относится к ним положительно, в результате чего они становятся устойчивыми качествами личности.

Кадровый кризис сегодняшних школ, связанный в первую очередь с состоянием нашей экономики, отсутствием должного финансирования и многих других составляющих, приводит к тому, что нейтрализовать криминогенное влияние вышеперечисленных факторов не всегда представляется возможным, хотя возраст малолетних весьма гибок с точки зрения коррекции.

Отрицательное отношение к учебе малолетних, допускающих антиобщественное поведение,, объясняется, во-первых, отставанием на предыдущих ступенях школы, во-вторых, ленью, в-третьих, личной неорганизованностью. Также следует заметить и развивающуюся в последние годы умственную акселерацию малолетних, которой способствуют современные школьные программы ускоренного обучения, абстрактного восприятия теоретических знаний, не ставящие, однако, задачи формирования личностного начала, не ориентированные на воспитание способности человека к самостоятельным и ответственным решениям и поступкам, умение правильно выбрать ценностные ориентации. В основе антиобщественного поведения малолетних лежит низкая степень социализированности того или иного человека, разрушенность или угнетенность «первичных ценностных систем, которые служат ориентирами поведения.

Суицид как проявление кризиса. Проблема суицида: теоретические аспекты
Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологически ...

Стресс и его особенности.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблаго­приятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, униже­ние, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплек­сным процессом вне зависимос ...

Невербальные средства общения. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? • около 70% информации человек воспринима ...