Программа психологического сопровождения детей раннего возрастаСтраница 2
II блок
в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока
в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В дальнейшем планируется организация в детском саду Школы молодых родителей, где родители смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.
Диагностика осуществляется психологом в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.), исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.), в ходе наблюдений за ребенком.
Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения.
Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.
Коррекционное направление – предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей раннего возраста, так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям и педагогам, а также в виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе мы ставили перед собой задачу обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста, а также выстроить систему действий по становлению службы сопровождения развития ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
Тест Д. Голланда по определению типа личности
Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий – поэт или психолог – Вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41(б) Вы должны поставить знак “плюс”.
1
Инженер техник
Инженер контролер
2 ...
Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых о ...
Принципы работы тренинговой группы
Среди принципов организации социально-психологического тренинга в этом разделе назовем лишь основные, так как в специализированных тренингах используются дополнительные принципы и правила.
1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении ...