Толпа

Из учебного пособия по социальной психологии Р.И. Мокшанцева и А.В. Мокшанцевой (Москва-Новосибирск, 2001г.), мы можем отметить, что социальная жизнь людей отливает много самых различных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Но есть и такие, в которых проявление воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьёзно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел её поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей или обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заряжаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неорганизованное скопление или в толпу.

Толпа – бесструктурное скопление, лишённых ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «Толпа» вошёл в социальную психологию в период мощного революционного подъёма масс в XIX. – начале XX. в.в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении индивидов в группы, которые негодуют по определённому поводу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой можно обозначить такие формы поведения как:

1 публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

2 контактная, внешне не организованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

3 совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический лже-патриотический угар.

В толпе, как правило, большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей, например, в ходе их борьбы за свои интересы и права.

Основные механизмы формирования толпы и развития её специфических качеств – циркулярная реакция, т.е. нарастающее взаимонаправленное эмоциональное «заряжение», а так же слухи.

Определены даже основные этапы формирования толпы.

Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
«Нет ничего отвратительнее большинства: ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет». И.Гёте ...

Программа психологического сопровождения детей раннего возраста
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные ...

Изучение паттернов материнского поведения
В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни ...