Пути развития памяти у дошкольников. Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом

Психологическая информация » Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха » Пути развития памяти у дошкольников. Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.

Вместе с тем совершенствуются приемы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, старшие дошкольники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Л.А. Венгер отмечает, что усвоение действий произвольного запоминания происходит только в условиях специального обучения. Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников остается образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки. В одном исследовании детей учили применять картинки для запоминания слов. Изображений предметов, обозначаемых этими словами, на картинках не было. Дети учились устанавливать связь по содержанию между словами и картинками, а потом, глядя на картинки, вспоминать слова. Дошкольники сумели овладеть новым для них способом запоминания[8].

Используя картинки, старшие дошкольники могут запомнить в 2,5–3 раза больше слов, чем без них. Значительно лучше, чем после простого прослушивания слов, могут вспомнить эти слова дети и в случае, когда картинки, с которыми устанавливаются связи, затем убираются: при затруднениях дети вспоминают картинку, а потом уже – связанное с ней слово.

Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по требованию взрослых.

Сравнительная успешность, продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания зависит от того, что дети делают с запоминаемым материалом. Когда они просто рассматривают картинки, то запоминают их хуже, чем при выполнении задания запомнить. Но когда те же картинки они раскладывают по группам, обдумывая их и вникая в их смысл (например, кладут отдельно изображения вещей, которые нужны для сада, кухни, детской комнаты, двора), запоминание оказывается намного успешнее, чем при намерении запомнить. Таким образом, при активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание дошкольниками оказывается продуктивнее произвольного.

У детей дошкольного возраста гораздо чаще, чем у взрослых, обнаруживается «фотографическая», эйдетическая память. Дети с такой памятью запоминают все, что они воспринимают или представляют себе, до мельчайших подробностей. В дальнейшем, в школьные годы, эта способность чаще всего исчезает, но у отдельных людей остается на всю жизнь.

Черты характера.
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...

Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. По первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием ...

Понятие интегрированного обучения и его виды
Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования [2]. Интеграция – длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с полными возможностями. Она заключается в проявлении альтруистических и просоциальных отношений между учащими ...