Математическая обработка данных эксперимента

Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.

Таблица 1. Ранжирование баллов детей

Контрольная группа (с нормальным слухом)

Экспериментальная группа (с нарушениями слуха)

результаты

ранг

результаты

ранг

9

19

9

19

8

14

9

19

8

14

8

14

8

14

7

9,5

8

14

7

9,5

8

14

6

7,5

8

14

5

4,5

6

7,5

5

4,5

5

4,5

3

1,5

5

4,5

3

1,5

119,5

90,5

Общая сумма рангов: 119,5 + 90,5 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле

∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ – общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим значение U-критерия по формуле:

U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где

n – количество испытуемых;

Т – большая из двух ранговых сумм.

Таким образом,

n = 10, Т =119, 5

U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 119, 5=35, 5

По таблицам определим критические значения для n.

U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

U эмп. = 35,5 – значит, уровень развития контрольной группы не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.

Можно сделать вывод о том, что различия, полученные в числовом отношении нельзя считать значимыми.

Но если исходить из процентного отношения полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента, то различия весьма заметны. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень развития памяти и умственного развития

Уровень развития

Контрольная группа (с нормальным слухом)

Экспериментальная группа (с нарушениями слуха)

нормальный уровень развития

70%

30%

с задержкой уровня развития

30%

50%

умственно отсталые

-

20%

Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей структуре личности.
Сознание каждого человека отражает дихотомичное деление окружающего мира на "мужское" и "женское". Это деление пронизывает всю историю культурного развития человечества, проявляясь в представлениях о половом символизме, идеальных образах мужественности и женственности, нормах полоролевого поведения, различиях социаль ...

Об аддиктивном поведении
Концепция, что люди могут быть зависимы от разных форм поведения, находит подтверждение в нашей повседневной жизни. Многие из нас знают кого-то, кто проводит слишком много времени в Интернете, или чрезмерно увлекается спортивными тренировками, или буквально не отходит от телевизора, смотря все подряд. На Западе такие люди получили назва ...

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND (personality OR psychology) в библиографической базе данных PsycLIT за период январь 1991 - Март 19 ...