Математическая обработка данных эксперимента

Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной группы и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.

Таблица 1. Ранжирование баллов детей

Контрольная группа (с нормальным слухом)

Экспериментальная группа (с нарушениями слуха)

результаты

ранг

результаты

ранг

9

19

9

19

8

14

9

19

8

14

8

14

8

14

7

9,5

8

14

7

9,5

8

14

6

7,5

8

14

5

4,5

6

7,5

5

4,5

5

4,5

3

1,5

5

4,5

3

1,5

119,5

90,5

Общая сумма рангов: 119,5 + 90,5 = 210.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле

∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где

Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ – общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.

Вычислим значение U-критерия по формуле:

U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где

n – количество испытуемых;

Т – большая из двух ранговых сумм.

Таким образом,

n = 10, Т =119, 5

U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 119, 5=35, 5

По таблицам определим критические значения для n.

U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)

U эмп. = 35,5 – значит, уровень развития контрольной группы не превышает уровня детей на констатирующем этапе, так как U эмп. выше, чем U кр.

Можно сделать вывод о том, что различия, полученные в числовом отношении нельзя считать значимыми.

Но если исходить из процентного отношения полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента, то различия весьма заметны. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень развития памяти и умственного развития

Уровень развития

Контрольная группа (с нормальным слухом)

Экспериментальная группа (с нарушениями слуха)

нормальный уровень развития

70%

30%

с задержкой уровня развития

30%

50%

умственно отсталые

-

20%

Особенности мышления
Толпа мыслит образами, и вызванный в её воображении образ, в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективного от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в её уме и зачастую имеющие лишь очень отдалённую связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только ...

Словесно-логическое мышления у детей при заикании
Особенности словесно-логического мышления детей с заиканием. По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с заиканием наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несущественным признакам; классификацию пред ...

Теоретическое обоснование интегрированного обучения дошкольников с ЗПР в социально-педагогическом аспекте. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР).
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умс ...