Методика «Рисунок семьи»

По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

Два ребенка выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.

Вывод: проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

- занижение самооценки;

- неуверенность в себе;

- замкнутость;

- склонность к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

- склонность к асоциальному поведению.

Обработка результатов
В листе в каждой из 29 строчек подсчитайте сумму плюсов и сумму минусов. Подсчитайте алгебраическую сумму этих показателей. Уровень выраженности интересов определите, сопоставляя значение сумм со шкалой. Определение качества Методика Выборка Уровень выраженности качеств Высокий Выше среднего Средний Ниж ...

Фактор I “жесткость – чувствительность”
При низких оценках человеку свойственная мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность н ...

Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...