Введение

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, включающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих этнопсихологический опросник:

- методику исследования самоотношения;

- методику измерения фокуса контроля;

- цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок;

- методику измерений ценностных ориентаций;

- личностный ориентационный опросник;

- опросник измерения потребности в достижениях;

- тест для измерения художественно-эстетических потребностей;

- вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели;

- методику выявления импульсивности-целеустремленности;

- методику исследования нормативных предпочтений группы;

- методику оценки восприятия индивидом группы и др.

Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются профессионально разработанные методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.

Кросскультурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям или когда представители последних собраны вместе.

Впервые оно было проведено в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тогда в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех них была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп.

Подготовка к интеграции дошкольников с задержкой психического развития
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребывания осуществляются в соответствии со специал ...

Психологический аспект аборта
Аборты могут быть вызваны многими причинами, однако, и психологические факторы играют роль в возникновении как одиночных, так и привычных абортов. Существует мнение, что 12% спонтанных абортов имеют именно такой генез (И. Харди, 1988). Причиной аборта могут служить эмоциональные потрясения (испуг, длительные переживания, конфликты). Аб ...

Влияние музыки на подростка
Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современн ...