Введение

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, включающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих этнопсихологический опросник:

- методику исследования самоотношения;

- методику измерения фокуса контроля;

- цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок;

- методику измерений ценностных ориентаций;

- личностный ориентационный опросник;

- опросник измерения потребности в достижениях;

- тест для измерения художественно-эстетических потребностей;

- вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели;

- методику выявления импульсивности-целеустремленности;

- методику исследования нормативных предпочтений группы;

- методику оценки восприятия индивидом группы и др.

Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются профессионально разработанные методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.

Кросскультурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям или когда представители последних собраны вместе.

Впервые оно было проведено в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тогда в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех них была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп.

Вывод
Технические системы становятся взаимосвя­занными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовлен­ности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации ...

Фактор Н “Робость – смелость”
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находится в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоя ...

Документация педагога-психолога
1. Нормативно-правовая и организационно-методическая документация. 2. Журнал консультаций педагога-психолога. 3. Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований. 4. Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий. 5. Журнал учета групповых форм работы. 6. Индивидуальные кар ...