Коммуникативная деятельность в Интернете
Страница 1

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети:

1. Общение в режиме реального времени (т.н. чат):

- с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения)

- с большим количеством людей одновременно

2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

- с одним собеседником (электронная почта)

- со многими людьми - участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Кроме того, основанием для классификации видов общения в Интернете могут. служить такие параметры, как:

- открытость сообщества для всех желающих вступить в общение или закрытость его для посторонних,

- наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников, причем частными случаями контроля могут быть модерирование, негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения, подслушивание. (lurking),

- ограничение вербальными текстами или мультимедийность.

Классификация. могла бы быть проведена и по параметру степень анонимности при общении в Интернете., однако сделать это непросто, ибо в настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток .фактически управлять мнением о себе. (Жичкина, Белинская, 1999). Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется. пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества в том числе одобряемые лишь в узком социуме /идиокультуре/ андерграунде (напр., киберпанков, музыкальных фанатов, фрикеров, игроков в компьютерные игры и т.д.).

С психологической точки зрения, подобная активность может быть охарактеризована правда, с некоторыми оговорками - как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, присоединиться к референтной группе (идиокультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя защищенным.

Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения: наверное, никогда еще в истории не было столь широко доступно опосредствованное общение и никогда еще в такое общение не вступали в столь юном возрасте, как это практикуется в настоящее время. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (напр., заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (скажем, аутизм). При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано.

С параметром анонимности тесно связаны такие психологические свойства, как идентичность и самопрезентация, активно изучаемые в настоящее время. Исследуются, в частности, психологические последствия появления множества самопрезентаций у одного субъекта среди них могут быть предположительно названы и отрицательные (виртуальный аналог множественной личности). Актуальные аспекты самопрезентации субъекта в Интернете рассмотрены в помещенных в данном сборнике статьях В. Фриндте и Т. Келера, а также Дж. Семпси. Отечественные авторы отмечают, что игры с идентичностью в Интернете могут пониматься и как соотношение социальной роли человека и self, и как структурное разнообразие различных Я-составляющих, и как влияние Я-концепции на возможный спектр стратегий самопрезентации.; как бы то ни было, самопрезентация в сети и реальная идентичность способны оказывать влияние друг на друга (Жичкина, Белинская, 1999).

Возможность экспериментирования с собственной идентичностью и проигрывания. разных ролей может рассматриваться как своеобразный психологический тренинг (Turkle, 1995). В условиях мультимедийного общения открываются любопытные возможности самопрезентации. К примеру, подмечено, что для передачи негативных сообщений (отказов, отрицательных отзывов и т.п.) люди предпочитают информационно-бедные формы опосредствованной коммуникации (факс, письмо, телеграмму и др.) и обезличенные контакты, в то время как для непосредственного и/или информационно-насыщенного общения резервируются преимущественно позитивные образы (Бабаева, Войскунский, 1998). По аналогии можно предполагать, что мультимедийное самопрезентирование будет носить не только случайный и противоречивый характер, как это нередко случается, но и подчиняться индивидуально понимаемому принципу дополнительности, т.е. обдуманного выстраивания и фиксации дополняющих друг друга образов самого себя.

Страницы: 1 2 3

Внутренняя картина болезни и ее роль в этиологии и патогенезе
Изучение личностных реакций больного на заболевание предполагает рассмотрение психологических аспектов не только болезни, но и здоровья. Составляя две стороны одного процесса жизни человека, они характеризуются как качественными различиями, так и многообразными переходными состояниями. А это выдвигает весьма актуальную задачу выяснения ...

Список приложений
1. Приложение. Опросник Леонгарда-Шмишека 2. Приложение. Индивидуально-типологический опросник 3. Приложение. «Ценностные ориентации» (М.Рокич) 4. Приложение. Матусевич 5. Приложение. Результаты, полученные по методикам 6. Приложение. Результаты, полученные по цветовому тесту Люшера Приложение 1 Опросник Леонгарда-Шмишека 1. Ваш ...

Процессы памяти
Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомнен ...