Основные методы этнопсихологических исследований
Страница 1

Психологическая информация » Методология этнопсихологических исследований » Основные методы этнопсихологических исследований

Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.

К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение — метод исследования, предполагающий- целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри своей этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть:

- сплошным и выборочным; включенным и простым;

- неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

- полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

При изучении психологии представителей других народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель и месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает различия в поведении, традициях, обычаях и т.д. В дальнейшем эта способность естественно ослабляется. Результаты наблюдений должны строго фиксироваться и сопоставляться с данными, полученными другими способами.

Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые, естественные.

Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные, благодаря которой он может устранять многие внешние переменные, влияющие на результаты его исследования. К внешним переменным можно отнести, например, шум, жару или холод, снижающие продуктивность изучения национально-психологических особенностей людей.

Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно- следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Этот метод позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части. Однако, некоторые исследователи считают, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому их результаты нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента, либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.

Примером лабораторного эксперимента может служить использование методик «подбора черт» и «свободного описания». Впервые они были применены в 1933 г. в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 4 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые с их точки зрения характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали ли когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению авторов, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Аналогичные исследования проводились впоследствии и в СССР (в Азербайджане, Ленинграде, Казахстане, Нальчике, Улан- Удэ, Элисте). Они показали, что в обыденном сознании людей присутствуют представления о наличии специфических национальных черт, которые имеют достаточно глубокие корни и их нужно изучать в интересах регулирования межнациональных отношений, снятия конфликтности во взаимодействии с представителями других этнических общностей. Например, данные исследования 120 казахов и 20 русских, проживающих в Казахстане, с одной стороны, выявило, что для казахов русские предстают трудолюбивыми, дружелюбными, общительными и отзывчивыми людьми, а для русских казахи — трудолюбивыми, щедрыми, консервативными, властолюбивыми, высокомерными. С другой стороны, эксперимент позволил вовремя зафиксировать негативизм в отношениях русских к казахам и принять соответствующие меры для улучшения взаимоотношений между ними.

В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной. Вместо того чтобы изучать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.

Страницы: 1 2 3 4

Феноменология эмоций
При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность). Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуется существенно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаю ...

Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной деятельности и руководит ею . Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...

Исследование развития памяти дошкольников. Организация и проведение эксперимента
Поскольку одна из основных задач психологического исследования состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слышащими детьми, одинаковое по содержанию исследование проводится и со слышащими, и с детьми, имеющими т ...