Введение
Медицина - одна из областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Производить работу не для личного потребления, а на благо общества, социума – это и есть основная задача профессий социального типа, к которым безусловно относится и профессия врача. К личности врача, вообще медицинского работника, общество проявляет повышенные требования.
Между тем в публикациях последнего времени активно обсуждаются проблемы связанные с большим напряжением и проблемами в профессиональной деятельности "социономов". Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин "бессильный помощник" [21], описывающий состояние психологической перегрузки в социальных профессиях. "Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек". Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания. В начале 70-х гг. американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание "психическое выгорание" в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям. Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере поведения "выгоревшего" врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай ("почки" - из пятой палаты, "инфаркт" - из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии. В данных условиях безусловный интерес представляет исследование конструктивных особенностей, свойств личности у представителей именно данной профессии. Вышеперечисленные доводы показывают актуальность применения исследования в курсовой работе.
Объектом исследования в работе выступают две группы медицинских работников, которые активно практикуют в лечебном учреждении.
Предметом исследования служат особенности личности, связанные с профессиональной деятельностью работников (в частности, медицинских).
Помимо задач в работе выдвигается следующая гипотеза: профессиональная деятельность медицинского работника испытывает большие психологические деформационные влияния. Однако, несмотря на это для каждого работника данной сферы присущ некоторый стандарт конструктивных личностных свойств, который может быть найден в результате группового исследования.
В представленном проекте основной целью является выделение психологических особенностей личности в группе медиков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез предполагается решить задачи следующего содержания:
- изучить теоретические аспекты исследования структуры личности;
- рассмотреть общие формы и методы изучения свойств личности в общем психологическом плане и в связи с профессиональной принадлежностью;
- дать описание объекта исследования и содержания методики исследования с последующей обработкой полученных результатов методами математической статистики;
- обобщить полученные результаты и сверить их с основной гипотезой в курсовой работе.
Теоретико-методологическая основа: теории личности и ее структуры, особенности профессиональных свойств, предъявляемых к личностному конструкту.
Экспериментальная база: медицинский персонал (врачи и медсестры) больницы г. Кривого Рога, две произвольных выборки общей численностью - 40 человек (20+20).
Символизация власти
Символ - нечто, содержащее в себе указание на те или иные отличные от него предметы, для которых он является обобщенным и неразвернутым знаком. По Ю.Лосеву, это идейно-образная или идейная структура. Символ - не просто знак тех или иных предметов, он заключает в себе обобщенный принцип развертывания свернутого в нем смыслового содержани ...
Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы
психологии в трудах А. Р. Лурия»
Лурия Александр Романович [3(16).7. 1902. Казань. — 14.8.1977. Москва] — известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психо ...
Контроль над различными элементами личности
После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождес ...