Введение

Актуальность темы.

Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальное

явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций

и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.

Отметим, что причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием совре_жетс культуры

и в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

В работах Амбрумовой А.Г. описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности подростков, с различным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.

Проблема

:

Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков [10, 29]. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.

Объект исследования

: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска

Предмет исследования

:

ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Цель:

изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Задачи

:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.

2. Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.

3. Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.

4. Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.

Гипотеза

: существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т чего зависит)

Методологической основой исследования выступили

концепции чего? В. Франкла, А.Г. Амбрумовой., И.Вагина. В дипломной работе использован экзистенциальный подход к данной проблеме.

Методы исследования:

теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).

Научная новизна:

Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.

Теоретическая и практическая значимость:

результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи.

Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организовывать труд стареющих работников, чтобы их деятельность была максимально эффективной? Прежде всего, ...

Причины конфликтов
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта условно он, может быть представлен в виде трех ...

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров­ням, а именно:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма); - уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше­нии, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате­риальные заботы и т.д.); - уровень общества (недостаточна ...