Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Страница 1

Психологическая информация » Роль семьи в формировании личности » Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка

Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества.

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления молодёжи России. Т. А. Панкова пишет «Молодежь как совокупность развивающихся личностей – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».

Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именно семья – первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развития человека. Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.

Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышевая ячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает основу формирования личности подростка. Как подчеркивала М. Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни».

Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.

Именно родители – часто не замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами, ценностными ориентациями.

Страницы: 1 2

Суицид как проявление кризиса. Проблема суицида: теоретические аспекты
Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологически ...

Что помогает и что мешает общению…
Основная цель общения между людьми — достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде ...

Классификация видов невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, более известна как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Совокупность средств невербального общения призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. ...