Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Страница 2

Психологическая информация » Роль семьи в формировании личности » Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Философ И.С. Кон, обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связи хотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2 

История учений о характере
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении век ...

Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Е. Казакова: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…». Е. Шилова: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, пед ...

Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...