Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Страница 2

Психологическая информация » Роль семьи в формировании личности » Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Философ И.С. Кон, обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связи хотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2 

Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования
Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Задачи исследования: · выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к пок ...

Классификация видов невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, более известна как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Совокупность средств невербального общения призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. ...

Интернет как среда проведения психологических исследований
Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND (personality OR psychology) в библиографической базе данных PsycLIT за период январь 1991 - Март 19 ...