Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение. Понятие суицида
Страница 1

Психологическая информация » Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска » Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение. Понятие суицида

Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

Внутренние формы:

-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);

-пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.);

-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).

К внешним формам суицидального поведения относятся:

-суицидальные высказывания;

-суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-завершенный суицид.

Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Существует три основных условия (элемента) при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) — это:

1. Наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).

2. Низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации — усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание).

3. Наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).

Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается, так называемая триада заторможенности:

Страницы: 1 2

Основные функции педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания).Эти действия подчинены определённым целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно или стихийно ...

Мотивации и сдвиги в мотивации
У малолетних довольно низок вес мотива, связанного с общественно значимыми целями. Это объясняется тем, что в этом возрасте широкие социальные мотивы, не выходящие за рамки самого учебного процесса и связанные с ними жизненными отношениями, в которые малолетний вступит благодаря учению впоследствии, еще недостаточно четко осознаются и в ...

Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организовывать труд стареющих работников, чтобы их деятельность была максимально эффективной? Прежде всего, ...