Влияние ценностей на формирование жизненной позиции
Страница 5

Перейдем к специфическим функциям смысловых образований как основных конституирующих единиц сознания личности. Обозначим здесь лишь две функции, являющиеся наиболее значимыми в контексте нашего изложения.

Во-первых, это создание образа,

эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Если в анализе реальной человеческой деятельности ограничиться единицами мотивов как предметов потребностей, единицами целей как заранее предвидимых результатов, то будет непонятно, за счет чего человек способен преодолевать сложившиеся ситуации, сложившуюся логику бытия, что ведет его к выходу за грань устоявшейся сообразности, к тому будущему, которому он сам сегодня не может дать точных описаний и отчета. Между тем это будущее есть главное опосредующее звено движения личности, без предположения которого нельзя объяснить ни реального хода развития человека, ни его бесконечных потенциальных возможностей.

Во-вторых, важнейшая функция смысловых образований заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей. Нравственные оценки и регуляция необходимо подразумевают иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, в особенности в форме их осознания — личностных ценностей, поскольку они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотнесения. Так, например, честность как смысловое образование - это не правило или свод правил, не конкретный мотив или совокупность мотивов, а определенный общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой конкретной ситуации. В одном случае это будет оценка и отсеивание, селекция некоторых способов достижения целей, в другом - изменение, смещение целей, в третьем - прекращение самой деятельности, несмотря на ее успешный ход, и т. п. Смысловой уровень регуляции не предписывает, таким образом, готовых рецептов поступкам,

но

дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сути) действиями. Лишь на основе этих принципов впервые появляется возможность оценки и регуляции деятельности не с ее целесообразной, прагматической стороны — успешности или неуспешности течения, полноты достигнутых результатов и т. п., а со стороны нравственной, смысловой, т. е. со стороны того, насколько правомерны с точки зрения этих принципов реально сложившиеся в данной деятельности отношения между мотивами и целями, целями и средствами их достижения [9, с. 320].

Человек, стремящийся лишь к одному какому-то мотиву, не более чем абстракция. Реально человек в любой период своей жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений. С взрослением человека число его связей с миром расширяется.

Смысл «Я» возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности. Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера - возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок» [42, с. 42].

Отечественные суицидологи свидетельствуют, что «у лиц с суицидальными тенденциями выявлены значительные искажения в системе ценностей». Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценностей», которую начали рассматривать как основу личностной структуры и тенденций личности, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, цели, мотивы деятельности, средства, с помощью которых достигаются цели и решаются личностью значимые проблемы. Исследование ценностной структуры может оказаться очень перспективным, так как нарушения в ней резко повышают риск суицида. Таким образом, проблема суицидального поведения может решаться в плоскости ценностей личности. Ценности оказывают значительное влияние на формирование личностной позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
«Нет ничего отвратительнее большинства: ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет». И.Гёте ...

Программы по предотвращению суицида
1950 году в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить професси ...

Эволюция понятия успешности в американском обществе. Формирование «американской мечты»
4 июля 1776 произошло событие, оказавшее огромное влияние на весь мир - подписана Декларация независимости североамериканских штатов. Была провозглашена их независимость от Великобритании и образовано новое государство – Соединенные Штаты Америки. И в самом первом государственном документе было провозглашено равноправие всех людей, их п ...