Влияние ценностей на формирование жизненной позицииСтраница 2
Следующий уровень необходим для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений. Человек осуществляет соответственно организованную активность, деятельность, неизбежно несущую на себе печать всех его индивидуальных особенностей. Этот уровень назван уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.
Последний уровень психофизиологический. Этот уровень охватывает ту биологическую, нейрофизиологическую базу, которая обуславливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.
В соответствии с этой структурой Братусь выстраивает представление о психическом здоровье. Высший уровень психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.
По мнению, А.Н. Леонтьева смысл выступает в сознание человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения [26]. Смысл - это отношение человека к объекту действительности. Его не следует путать с мотивом. Для мотива объект выступает как цель деятельности, для смыслового уровня - как символ, объективный знак происходящего, соотнесенный со значимыми вопросами бытия - о смысле жизни, любви, добра, зла. Каждая значимая для человека ситуация - это «задача на смысл», «задача» на соотнесение конкретного события с узловыми моментами жизненного плана.
Когда же «задача на смысл» все же решена, и речь идет о той или иной форме осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, то уместно, по мнению автора, говорить о ценностях личности, или, о личностных ценностях, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят осознанный характер. Таким образом, личностные ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Их следует отмечать и от чисто декларируемых ценностей, не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни.
Р.В. Биренбаума и Б.В. Зейгарник говорят о смысловом поле и о действенном поле. Именно диалектика взаимоотношений этих двух уровней обуславливает развитие личности. В случае аномального развития качества сохранного уровня становится резервными компенсаторными возможностями личности.
Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл — это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Можно определить смысл жизни и по отношению к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации (более или менее индивидуальной, более или менее активной). Такая потребность называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «я», о чем мы еще будем говорить. Естественно, что условия жизни — это прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно связана с первой, составляет ее (более или менее) самостоятельную сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в которых также становится одной из ведущих. Человек в своей жизни определенным образом соподчиняет эти (и другие) потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни.
В отличие от мотивов, которые в психологии рассматриваются как выражение потребностей, смысл — это не только стремление к чему-то, не только будущая цель, определяемая мотивом, но и то переживание, которое имеет место в процессе реализации данного мотива (или их совокупности). Так, мотив поступить определенным образом может реализоваться в действии, но, уже совершая его, мы вдруг начинаем понимать и чувствовать его бессмысленность, обнаруживающуюся именно в момент действия. Смысл жизни — это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления [3, с. 17].
Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. На наш взгляд, смысл жизни — это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «я», своей личности.
Сравнительный анализ эмоционального состояния офицеров и влияние на него
тренинга общения
На первом этапе проводилось исследование эмоционального состояния военнослужащих по опроснику САН и методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина». В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тесты предоставлялись участникам двух групп до проведения занятий по опроснику САН.
После проведенного исследования по ...
Развитие воли у слабовидящих дошкольников
Целенаправленность и саморегулирование своего поведения, связанные со способностью преодолевать препятствия и трудности, характеризуют волю человека.
Уже само определение воли свидетельствует о том, что для слабовидящего она играет очень важную роль в самоопределении личности и своей позиции в обществе, поскольку им приходится преодоле ...
Особенности развития волевых качеств у слабовидящих детей среднего
дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения слабовидящим ребенком своей позиции в семье или детском саду. ...